Физиологические свойства синапсов.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по изучению строения, свойств нервных волокон и синапсов, механизма проведения возбуждения по данным структурам;
- приобрести и закрепить знания по изучению фаз и механизма парабиоза и его значения для теории и практики медицины;
- приобрести и закрепить навыки по доказательству направления проведения возбуждения по нерву и определению локализации утомления в нервно-мышечном препарате в эксперименте.
3. Задачи обучения:
- сформировать знания о системной организации проводящих путей (нервных волокон), о строении и физиологических свойствах синапсов и механизме синаптической передачи;
- освоить фазовые изменения физиологических свойств нерва при парабиозе;
- обучить определению в условиях эксперимента направления проведения возбуждения по двигательному нерву лягушки;
- обучить определению в условиях эксперимента области нервно-мышечного препарата, где скорее всего развивается утомление;
- научить осмыслению и интерпретации полученных в эксперименте данных и объяснению наблюдаемых фактов, явлений и их причинно-следственных взаимоотношений;
- обучить принципам работы с физиологической аппаратурой, используемой в предлагаемых практических работах.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие рефлекса, строение рефлекторной дуги.
2. Классификация и свойства рецепторов.
3. Рецепторный или генераторный потенциал.
4. Классификация, структура и физиологические свойства нервных волокон.
5. Проведение возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.
6. Основные законы проведения возбуждения по нервным волокнам.
7. Парабиоз Введенского, его стадии, значение для теории и практики медицины.
8. Ультраструктура, классификация, физиологические свойства синапсов. ВПСП.
5. Практические работы:
1. Двустороннее проведение возбуждения по нерву.
2. Скорость проведения возбуждения по нерву.
3. Локализация утомления в нервно-мышечном препарате.
4. Парабиоз.
6. Литература:
Основная:
1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ