Физиологические свойства синапсов.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по изучению строения, свойств нервных волокон и синапсов, механизма проведения возбуждения по данным структурам;

- приобрести и закрепить знания по изучению фаз и механизма парабиоза и его значения для теории и практики медицины;

- приобрести и закрепить навыки по доказательству направления проведения возбуждения по нерву и определению локализации утомления в нервно-мышечном препарате в эксперименте.

3. Задачи обучения:

- сформировать знания о системной организации проводящих путей (нервных волокон), о строении и физиологических свойствах синапсов и механизме синаптической передачи;

- освоить фазовые изменения физиологических свойств нерва при парабиозе;

- обучить определению в условиях эксперимента направления проведения возбуждения по двигательному нерву лягушки;

- обучить определению в условиях эксперимента области нервно-мышечного препарата, где скорее всего развивается утомление;

- научить осмыслению и интерпретации полученных в эксперименте данных и объяснению наблюдаемых фактов, явлений и их причинно-следственных взаимоотношений;

- обучить принципам работы с физиологической аппаратурой, используемой в предлагаемых практических работах.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие рефлекса, строение рефлекторной дуги.

2. Классификация и свойства рецепторов.

3. Рецепторный или генераторный потенциал.

4. Классификация, структура и физиологические свойства нервных волокон.

5. Проведение возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.

6. Основные законы проведения возбуждения по нервным волокнам.

7. Парабиоз Введенского, его стадии, значение для теории и практики медицины.

8. Ультраструктура, классификация, физиологические свойства синапсов. ВПСП.

5. Практические работы:

1. Двустороннее проведение возбуждения по нерву.

2. Скорость проведения возбуждения по нерву.

3. Локализация утомления в нервно-мышечном препарате.

4. Парабиоз.

6. Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.

3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

 

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

 


СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ