Тема: Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по изучению количественных характеристик возбудимости (параметров), клинического значения метода хронаксиметрии;

- приобрести и закрепить знания по изучению законов раздражения возбудимых тканей;

- приобрести и закрепить навыки по приготовлению нервно-мышечного препарата задней лапки и определению порога раздражения мышечной и нервной ткани;

- приобрести и закрепить навыки по пользованию схемой для раздражения биологических объектов.

3. Задачи обучения:

- сформировать представление о возбудимости, видах возбудимых тканей;

- сформировать знания о параметрах возбудимости, клиническом значении метода хронаксиметрии;

- обучить приготовлению нервно-мышечного препарата задней лапки лягушки;

- обучить определению порога раздражения нервной и мышечной ткани;

- обучить пользованию схемой для раздражения биологических объектов;

- научить осмыслению и интерпретации полученных в эксперименте данных и объяснению наблюдаемых фактов, явлений и их причинно-следственных взаимоотношений;

- обучить принципам работы с физиологической аппаратурой, используемой для выполнения предлагаемых практических работ.

4. Основные вопросы темы:

1. Раздражимость, классификация раздражителей.

2. Возбудимость, возбудимые ткани.

3. Параметры возбудимости:

а) порог раздражения;

б) кривая Гоорвега-Вейса;

в) хронаксия, её клиническое значение. Коэффициент Бургиньона;

г) аккомодация;

д) лабильность, её показатели. Усвоение ритма (А.Ухтомский).

е) рефрактерность.

4. Закон «все или ничего» и закон силовых отношений.

5. Практические работы:

1. Приготовление нервно-мышечного препарата.

2. Определение порога раздражения нерва и мышцы.

6. Литература:

Основная:

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.

Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.

Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

 

Дополнительная:

Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

 

 

 

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ