Естественнонаучная и гуманитарная культура, их взаимодействие

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, социалистическая культура и др.), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относится только к сфере духовной жизни людей.

Еще в начале нашей эры культуру стали понимать как нечто, противостоящее природе, созданное самим человеком. Таким образом, культура — это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта жизни общества. Культура проявляется и в предметных результатах человеческой деятельности, и в разнообразных нормах (правовых, моральных, религиозных, эстетических и др.). Культуру подразделяют на три типа: материальную, социальную и духовную.

Материальная культура - совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, технику, физическую (телесную) культуру индивида, благосостояние человека и общества и т.д.

Социальная культура - система правил поведения людей в разных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Духовная культура представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений-знаков. Основные виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. •

Вслед за делением культуры на материальную и духовную в XX веке установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. Разделению этих культур и наук способствовали их разные цели: естественные науки стремились изучить природу и покорить ее; гуманитарные своей целью ставили изучение человека и его мира. Разные у них и методы: рациональный в естественных, эмоциональный (интуитивный, образный) в гуманитарных.

Успехи естественных наук в XIX и XX веках были настолько велики, что возникло представление об их всесильности. Мнения и возражения, если они и были, представителей гуманитарного направления практически не принимались во внимание. И только к середине XX века, когда отчуждение двух культур - естественно­научной и гуманитарной - достигло своего апогея, была осознана тупиковость их дифференциации для человечества. Критичность ситуации наглядно проявилась в тех катаклизмах, которые стали заполнять нашу жизнь: рост преступности, национализма, религиозного и политического фанатизма, терроризм, насилие, жестокость, экологический кризис и другие.

Сегодня не секрет, что различных видов оружия (ядерного, химического, бактериологического) достаточно для того, чтобы

 

уничтожить все живое на Земле сотни раз. Потрясающие успехи биологи и генетики могут кардинальным образом изменить облик Мира. Колоссальные успехи естественных наук могут обернуться смертью для человечества. Все зависит от того, в чьих руках они окажутся и как дальше будут использоваться. И одна из причин такого угрожающего и пугающего результата научно-технического процесса - это отчуждение двух культур. К такому выводу пришли сегодня сами естественники. Ученые поняли, что проблемы устройства Мира и проблемы духовной сущности человека по многим позициям перекрываются. Оказалось, что физика элементарных частиц объясняет рождение и развитие Вселенной, а человек - это Вселенная в миниатюре. Изучение первого помогает познанию второго и наоборот.

Естественнонаучные исследования XIX и XX веков подвели к осознанию необходимости интеграции познаний этих культур. Но, несмотря на это, не была выработана единая естественнонаучная картина Мира, не был выработан общий язык естествознания. Вероятно, для более глубокой интеграции нужна была глобальная общенаучная идея. Она была понята и сформулирована только в наши дни — это единство эволюции человека и эволюции Вселенной.

Сегодня возникает вопрос, на какой же основе может происходить интеграция накопленных человеком знаний для решения указанной выше глобальной проблемы? Физики считают, что это может быть на основе эволюционно-синергетической парадигмы. Синергетика - это теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем. К таким системам относится все - от клетки до Вселенной. Парадигма — это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Названная выше проблема серьезным образом затрагивает систему образования, и оно должно строится на новом принципе - не дифференциация, а интеграция знаний, не технократизм, а гуманистическое направление образования. Введение сегодня в учебные планы вузов интегрирующих курсов, фундаментализация гуманитарного образования и гуманитаризация естественнонаучного и есть первый шаг в решении указанной проблемы.

Чтобы человечеству выбраться из этого кризиса нужна новая культура, новый гуманизм в сочетании с научно-техническим прогрессом; нужно духовно и морально возродить человечество, поднять чувство его глобальной ответственности, т. е. нужна

 

«человеческая революция». Необходимо на идеях эволюционного гуманизма создать единую мировую культуру, единую планетарную этику, единый планетарный разум (ноосферу), как единство биосферы и техносферы для всего человечества планеты, если оно думает жить на планете Земля.