Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач.

Успешное общение зависит во многом от того, как участники коммуникации учитывают (произвольно или непроизвольно) законы речевого воздействия, основные из которых были сформулированы ученым-лингвистом И.А. Стерниным:

1. Закон зеркального развития общения. Этот закон легко наблюдаем в общении. Сущность его в следующем: собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это делается человеком автоматическим, практически без контроля сознания. Чтобы расположить к себе, грамотный собеседник будет зеркально сидеть, прибывать в эмоциональном состоянии, похожем на состоянии собеседника, использовать такой же тембр голоса, ритм и стиль речи и т.д.

2. Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий: «Чем больше коммуникативных усилий затрачено, тем выше эффективность общения». Здесь также имеется в виду коммуникативная подстройка, степень которой значительно влияет на достижение конечной цели взаимодействия.

3. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера.«Чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории», или «эффект толпы». Когда слушателей много, они начинают хуже воспринимать передаваемую информацию, хотя личный интеллект каждого отдельного человека при этом, конечно, сохраняется.

4. Закон первичного отторжения новой идеи на эмоциональном уровне. «Новая, непривычная идея, сообщенная собеседнику, в первый момент им отвергается». Другими словами, если человек вдруг получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него на данный момент мнению или представлению, то первая мысль, которая приходит ему в голову - что эта информация ошибочна, сообщивший ее не прав, эта идея вредна, принимать ее не надо.

5. Закон ритма общения Данный закон отражает соотношение говорения и молчания в человеческом общении. Он гласит: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека - величина постоянная. Это значит, что каждому человеку необходимо в день определенное время говорить и определенное время молчать.

6. Закон отторжения публичной критики. «Человек отторгает публичную критику в свой адрес».

Любой человек имеет высокую внутреннюю самооценку. Мы все внутренне считаем себя весьма умными, знающими и правильно поступающими. Именно поэтому любое получение, критика или непрошенный совет в процессе общения воспринимается нами как минимум настороженно - как покушение на нашу самостоятельность, демонстративное сомнение в нашей компетентности и способности принимать самостоятельные решения. В условиях, когда критика осуществляется в присутствии других людей, она отвергается практически в 100% случаев.

7. Закон доверия к простым словам. Сущность этого закона, который еще можно назвать законом коммуникативной простоты, в следующем: чем проще твои мысли и слова, тем лучше тебя понимают и больше верят. Простота содержания и формы в общении - залог коммуникативного успеха. Говорите просто, давайте простые советы - и люди пойдут за вами, поверят вам.

Люди лучше воспринимают простые истины, потому что эти истины им более понятны, привычны. Многие из простых истин вечны, и поэтому апелляция к ним гарантирует интерес собеседников и их внимание. Интерес к вечным и простым истинам у людей постоянен. Обращение к простым истинам - основа популизма в политике.

8. Закон притяжения критики

Формулировка: чем больше вы выделяетесь из окружающих, тем больше о вас злословят и тем больше людей подвергает критике ваши действия.

9. Закон коммуникативных замечаний

Если собеседник в общении нарушает некоторые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает желание сделать ему замечание, поправить его, заставить изменить его коммуникативное поведение.

10. Закон ускоренного распространения негативной информации. Суть данного закона хорошо передает русская пословица «Плохие вести не лежат на месте». Негативная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера. Это связано с повышенным вниманием людей к отрицательным фактам - в силу того, что положительное быстро принимается людьми за норму и перестает обсуждаться.

11. Закон искажения информации при ее передаче («закон испорченного телефона»)

Формулировка: любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих ее лиц. Это означает, что чем через большее число людей передается та или иная информация, тем больше вероятность искажения этой информации.

12. Закон отклонения публичной критики. Закон этот гласит: когда осуществляется публичная критика кого-либо по тому или иному вопросу, и при этом присутствует человек, у которого есть аналогичные недостатки, но его лично в данный момент не критикуют, этот человек критику от себя практически всегда отводит, считая, что «у него - совсем другое». Человек как бы не прилагает к себе критику по аналогии.

13. Закон детального обсуждения мелочей. Знать этот закон особенно важно, когда мы обсуждаем что-либо коллективно. Формулировка закона: люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем.

14. Закон речевого усиления эмоций

Формулировка закона: эмоциональные выкрики человека усиливают переживаемую им эмоцию.

15. Закон речевого поглощения эмоции.

При связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает.

16. Закон эмоционального подавления логики

В условиях эмоционального возбуждения человек плохо говорит и плохо понимает обращенную к нему речь.

Основу так называемого коммуникативного кодек­са составляют принцип вежливости Лича и принцип кооперации Грайса.

Принцип вежливости описал американский ученый Дж. Лич. Онпредставляет собой сово­купность ряда максим (правил):

1.Максима такта.Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает опреде­ленную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д.).

2. Максима великодушия.Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клят­вой. Хороший коммуникативный акт не должен быть диском­фортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оцен­ке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай дру­гих»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодей­ствие, определяется не только позициями собеседников по от­ношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (по­зитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуника­тивной стратегии.

4. Максима скромности.Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертыва­ния коммуникативного акта является реалистическая, по воз­можности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя ре­шения более серьезной задачи, а именно — сохранения пред­мета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной кор­рекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии.Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного пред­метного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему представляет так на­зываемый безучастны и контакт, когда собеседники, не буду­чи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает осно­вание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуа­ции с намечающимся конфликтом.

Так, шесть максим принципа вежливости - максимы такта, великодушия, одобрения, скромности, симпатии и согласия можно свести к правилу: будь благожелателен и умей принимать собеседника. В самом общем виде в основе содержания принципа вежливости лежит уважение к личности партнера, позитивный настрой на дальнейшую коммуникацию.

Принцип кооперацииП.П. Грайса предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. В своих работах ученый говорит о категориях — Количества, Качества, Отношения и Способа.
Категорию количества он связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории относятся следующие постулаты:
1.Твое высказывание должно содержать не меньше инфор­мации, чем требуется (для выполнения текущих целей диало­га).
2. Твое высказывание не должно содержать больше инфор­мации, чем требуется.

К категории качества Г.П. Грайс относит общий постулат «Старайся, чтобы высказывание было истинным», а также два более конкретных:
1. Не говори того, что ты считаешь ложным.
2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных осно­ваний.
С категорией отношения связан один-единственный постулат релевантности (Не отклоняйся от темы).

Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат — Выражайся ясно и несколько частных:
1. Избегай непонятных выражений.

2. Избегай неоднозначности

3. Будь краток (избегай ненужного многословия).

4. Будь организован.

Определенное значение среди коммуникативных приемов имеет установление величины дистанции между говорящими. По своей индивидуальной манере люди значительно различаются. Некоторые стремятся как можно более подробно проникнуть в обстоятельства и переживания партнера. Другие, напротив, отстраняются от собеседника. Устанавливая ту или иную дистанцию с партнером, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, сам при этом не допуская в свой личный мир, либо глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого.

Коммуникативные неудачи – это безрезультативность общения, отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между людьми, вступившими в коммуникацию.

Факторы, приводящие к коммуникативынм неудачам, могут быть следующими:

1. Чуждая коммуникативная среда;

2. нарушение паритетности в общении;

3. незнание или нарушение этикетных норм;

4. перегрузка реципиента информацией, что приводит к обесцениванию ее содержания;

5. различие интеллекта общающихся; различные лексикон и тезаурус (совокупность понятий из определенной области знаний);

6. неодинаковое знания предмета разговора;

7. отсутствие единого понимания ситуации общения;

8. психологические особенности партнеров (например чрезвычайная откровенность или чрезвычайная интеллигентность одного из них, интуитивное восприятие мира или напористость другого);

9. социальные, политические, профессиональные, религиозные различия общающихся и т.д.

10. неумение правильно считывать информацию невербального (несловесного) характера.