Аристотель

 

В основе побед Александра Македонского

мы всегда в конце концов находим Аристотеля…

 

Шарль де Голль, генерал,

президент Франции (1958 – 1969)

 

Аристотель (384 – 323 до н.э.) – классик древнегреческой философии, величайший ум энциклопедических способностей. Родился в Стагире в семье врача Никомаха, служившего при дворе македонского монарха. Осиротев в 15 лет, Аристотель уже в 17 отправляется в Афины и становится на долгие 20 лет учеником и соратником Платона, вплоть до самой его смерти. Был приглашен в Македонию воспитателем будущего Александра Великого. Вернулся в Афины в 335 году до н.э. и создал свою школу Ликей (расположена около храма Аполона Ликейского), больше известную под названием перипатетической (греч. peripatetikos – прогуливающиеся), которая просуществовала до 529 г.

Энциклопедизм научных интересов и универсализм творчества Аристотеля в его трудах, в большинстве своем сохранившихся до наших дней:

1) по физике: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах", "Проблемы", "Механика";

2) по биологическим вопросам: "О душе", "История животных", "О частях животных", "О движении животных";

3) труды по "первой философии", позднее названные Андроником Родосским (I в. до н.э.) – "Метафизика" ("то, что над физикой") – учение о сверхчувственных (умопостигаемых) основах и принципах бытия;

4) по этике: "Никомахова этика", "Эвдемова этика";

5) по социально-политическим и историческим вопросам: "Политика", "Политии" (описание конституций греческих государств-полисов);

6) работы по искусству, поэзии, риторике: "Поэтика", "Риторика";

7) по логике: "Органон" – общее название работ по логике, введенное перипатетиками позднее. "Органон" – это орудие, основной метод познания, который приписывался логике последователями Аристотеля. В него включались трактаты: "Категории", "Об истолковании", "Аналитики" (первая и вторая), "Топика", "Опровержение софистических аргументов". Аристотеля по праву называют творцом формальной логики как науки.

Аристотель фактически подвел итог развитию философии и научных знаний в целом за весь предшествующий период греческой истории. Его философия явилась творческим обобщением и критическим осмыслением этого периода. В его трудах мы находим все многообразие существовавших к тому времени эмпирических и теоретических знаний. По упоминаниям биографов Аристотеля, он написал более 150 трактатов.

Аристотель признавал наиболее значимыми теоретические науки – "первая философия" (метафизика), физика и математика. Вторыми по ценности признаются науки практические (этика, политика, риторика, искусство и другие). Следующие по значимости выступают продуктивные науки, способствующие производству нужных вещей. Метафизика определяет следующие задачи исследования: 1) познание первых причин, высших начал и принципов бытия; 2) исследование основных аспектов бытия; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге.

Познание первых причин бытия позволяет выявить его сущность, становление и цель. Аристотель называет 4 вида причин, необходимых, чтобы объяснить эти аспекты бытия: формальная, материальная, действующая, целевая. В качестве примера Аристотель приводит строительство дома, где наглядно демонстрирует виды причин: формальная причина – это план архитектора, материальная причина – это материал, из которого строят дом, действующая причина – умелая деятельность строителя, целевая причина – обоснованность необходимости строительства дома для определенных целей[175].

В качестве первых причин бытия Аристотель называет форму (сущность) бытия и материю, порождающие вещи. Материя понимается веществом, субстратом вещи, которая сама по себе неподвижна и бескачественна. Стать вещью – значит обрести форму. Форма – сущность вещи, образующая ее и скрепляющая ее элементы, она же – основная причина ее бытия. Бытие вещей, однако, имеет целевую и действующую причины. Они призваны объяснить целесообразность бытия и источник его динамики. Аристотель находит носителя движения и целесообразность бытия в едином Боге[176]. Бог суть сверхчувственная субстанция, являющаяся вечным и неподвижным началом движения и совершенствования (целесообразности).

Метафизику часто отождествляют с учением о бытии (онтологией). И действительно, универсальное понятие "бытия" не подвластно конкретным наукам. Они знают лишь части бытия или аспекты, стороны его. Начиная с Парменида понятие бытия становится предметом интеллигибельного (умопостигаемого) познания. Платон признал существование "небытия", но отказал чувственному миру в бытии, назвав его промежуточным между бытием и небытием.

Для Аристотеля бытие являет собой как сферу чувственного, так и умопостигаемого. Оно имеет много смыслов, но их сущность определяется отношением к субстанции: 1) бытие как носитель категориального смысла; 2) бытие как акт и потенция; 3) бытие как акциденция; 4) бытие как истина.

Аристотель выделяет 10 категорий, обозначающих "высшие роды бытия": субстанция, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, состояние. Субстанция (сущность бытия) обладает самостоятельным существованием. Все другие категории обозначают бытие атрибутов[177] субстанции.

Другой смысл бытия как "акта" (действительности) и "потенции" (возможности) выражает взаимосвязь формы (субстанции), которая всегда актуальна, и материи, имеющей лишь потенциальную возможность стать вещью, обретя форму. Форма как "акт" является абсолютным бытием, потенциальное бытие материи относительно, оно становится действительным лишь в акте.

Третий смысл бытия – акцедентальный. Обычно его связывают с существованием случайного. Однако у Аристотеля случайное означает лишь отличное, не такое как все. В вещах акцедентальные свойства являются частными, в отличие от универсальных, атрибутивных.

Четвертый смысл бытия Аристотель придает содержанию интеллекта. Бытие как истина суть такое содержание знаний, которое соответствует действительности. Ложь является выражением небытия. Например, "пятиугольный квадрат" является небытием.

Если метафизика – наука об умопостигаемом мире, то физика ("вторая философия") изучает чувственно воспринимаемый мир. В отличие от современной физики аристотелева, по существу, интересуется онтологией чувственного мира.

Аристотель представлял физический мир как разделенный на небесный и подлунный (земной). Небесная реальность вечна и неизменна, образована из эфира – тонкой и легкой субстанции. Земной мир образован из четырех элементов (земли, воды, воздуха и огня), имеющих попарно противоречивые свойства (теплое, холодное, сухое, влажное). Зарождение и распад природного мира определяется взаимодействием четырех элементов и их противоположных свойств.

Теория познания Аристотеля признает значимость чувственного опыта, который пробуждает активность ума. Полное знание предмета возможно путем индукции (от опыта к общему суждению) и дедукции (от общих утверждений к частному, опытному знанию). И все же основополагающим в познании Аристотель считает знание общего, знание единичного вытекает из него. Умопостигаемые знания являются более основательными и абсолютно истинными, чем чувственно постигаемые. Именно это обстоятельство подвигло Аристотеля на основательное изучение принципов и законов логического мышления.

Серьезный интерес проявил Аристотель к практическим наукам – этике и политике. Высшим благом человека Аристотель считает счастье человека. Судьей же в вопросе – "что есть счастье?" – выступает "рациональная душа". Животные лишены счастья, поскольку имеют лишь чувствующую душу. Добродетели всегда существуют в рамках меры (границы существования качества добродетели). Мужество, к примеру, существует между безрассудством и трусостью. Определить меру способен лишь разум. Путь нравственности и правоты – это средний путь.

В политических воззрениях Аристотель исходит из нравственных оснований. Цель государства – достижение нравственности. Человек – часть государства. "…Кто не нуждается ни в чем, ни в ком, достаточен самому себе, тот, не являясь частью государства, он либо зверь, либо Бог". Аристотель выделяет три правильных формы правления, соответствующие принципу справедливости (удовлетворящему всех и каждого): монархию, аристократию, политию. Несправедливыми формами правления он называет тиранию, олигархию, демократию.

Идеальное государство по Аристотелю должно соответствовать возможности осуществления всех нравственных принципов и быть способным создать условия для развития своих возможностей полноправным гражданам.

Школа Аристотеля (школа перипатетиков) после его смерти испытала нелегкую судьбу платоновской Академии. Возглавивший школу Теофраст (с 322 по 284 до н.э.) и другие, не менее талантливые последователи стали всего лишь комментаторами своего учителя. Школа просуществовала до 529 г.