II. КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ В ЛИЦАХ,

ШКОЛАХ И ПРОБЛЕМАХ

 

Более развитая философия

позднейшего времени есть

по существу своему результат

предшествующих трудов

мыслящего духа…

Она требовалась и была

вызвана этими предшествующими

точками зрения

и не выросла из почвы

изолированно, сама по себе.

 

Гегель

 

Предлагаемый вариант курса истории философии основан на системе принципиальных предпосылок:

1) целостность и концептуальное единство интерпретации современных философских и историко-философских текстов осуществляется в рамках диалектико-материалистической системы философских знаний, ее базовых принципов, историографии и методологии. История философии во всех схваченных нами аспектах встроена в единую систему философской теории;

2) историческая реконструкция философских текстов и философских парадигм исторического периода должна учитывать существенное их различие по содержанию и уровню развития с современными философскими школами, с возглавляемыми их философами и решаемыми ими проблемами. Необходимо при этом сделать философов прошлого нашими современниками, чтобы лучше понять то, о чем они говорят по существу проблем. Трудность заключается в том, чтобы не приписывать философу мысли, которые могут быть выведены из его трудов лишь позднее;

3) историческая реконструкция идей философа должна охватывать весь корпус его работ, учитывать эволюцию его идей, все многообразие развивающихся факторов, раскрывающих личность автора и философский дух эпохи;

4) история философии суть история движения философской мысли от духа цивилизаций к единой философии человечества. Изначально различные, имеющие лишь только универсальные общие основания философии Востока-России-Запада обрели общую тенденцию движения к единой мировой философской мысли. Неизменным остается плюрализм философских концепций, школ, направлений;

5) постижение истины в современной философии с необходимостью связано с познанием исторического пути движения к ней – с историей философии. Истина не просто открывается философу-современнику, но разворачивается перед ним во всем многообразии исторически познанного и познаваемого сегодня, концептуально единого, целого и внешне противоречивого и плюралистичного знания. В столкновение приходит многообразие ныне существующих и историко-философских концепций, школ и направлений. Именно история философии определяет любой разворот современной философии к концептуальной системной целостности, а предмет философии – к единству. Нет философии без истории философии.