Глава XVI. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
Итак, человечество исторически выработало и сегодня исполь
зует традиционно-шаблонный и ценностно-нормативный тип со
циальной регуляции. Но как регулирует свое поведение человек,
что он принимает во внимание, из чего исходит, как обосновывает
свои намерения, мотивы и т.д. — все это зависит от сложившегося
у него мироощущения, мировоззрения, которое позволяет ему по
знавать, осмысливать мир. Мир может восприниматься зеркально-
эмоционально, как своеобразный «сон наяву» (так назвал миф из
вестный социолог религии Р. Белла), чувственно насыщенный,
фрагментарный, скользящий по поверхности взгляд на окружаю
щую действительность. В другом случае человек стремится проник
нуть за внешнюю оболочку событий, явлений, определить главное
и второстепенное, установить, что он может и не может изменить.
Формируются соответствующие типы регуляции поведения. Так,
«сон наяву» вынуждает действовать шаблонно, мало осознавая,
почему надо делать так, а не иначе. ?
Человечество исторически выработало и использует сегодня следующие системы (картины) представлений о мире, его восприятия и объяснения: миф, религия и идеология.
Анализ этих систем обоснования социального поведения позволяет углубить понимание социокультурной организации социальной жизни.
Специфика мифологического обоснования