КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
-■it-
Завершив анализ социальных институтов и общностей как систем социальных взаимодействий, переходим к следующему важнейшему разделу общей социологии — исследованию смыслообра-зующего элемента социальных взаимодействий, тех правил игры, содержания норм, критериев, которыми руководствуются люди во взаимоотношениях друг с другом.
Рассматривая, в частности, «Исходные элементы социальной жизни»,-мы неоднократно подчеркивали роль, которую отводит социология ценностям, нормам, избранным данным народом, данной общностью для понимания их судеб, способности дать эффективный или менее эффективный ответ на вызовы среды, природы и истории.
Фактически для всех социологических школ, направлений характерно признание особого ключевого значения культуры, придумок самих людей в развитии общества. Э. Дюркгейм и М. Вебер, П. Сорокин и Т. Парсонс, Р. Мертон и А. Щюц, П. Бурдье и Э. Гид-денс — все более или менее крупные социологи признают, что культура обьединяет людей в сообщества и в то же время является во многом решающим элементом, обьясняющим своеобразие исторических судеб того или иного общества. Не естественно-природная основа человеческого бытия предопределяет ту или иную судьбу, а люди, которые на основе своей природы изобрели много-бразные вариации человеческого существования.
Картина общественной жизни, которую воссоздает социология, — рациональная, доказательная, опирающаяся на факты, не принимающая ничего на веру (в том числе и идею об «обьектив-ной необходимости», которая «предопределяет естественно-историческим образом» нашу судьбу), придает особое значение культуре, ценностям, оценкам, идеям, нормам, образцам поведения. Когда мы хотим доказательно, фактуально, отвергая мистику и предположения, ответить на вопрос, почему люди действуют именно так, а не иначе, факты, однозначно толкуемые обстоятельства, волей-неволей заставляют исследователя признать ключевую роль культурных смыслообразующих элементов организации социальной жизни. Поэтому для социолога социальная жизнь, социальная реальность — всегда социокультурная реальность, а для социологии социокультурный подход к анализу социальных явлений — один из главных.
328
Р. Тернер, американский социолог, пытаясь проанализировать, как и за что награждают в США и Великобритании, разослал запросы 53 ведущим американским корпорациям и 51 британской корпорации с просьбой выслать служебные биографии с указанием наград своих сотрудников.
Всего было проанализировано более 750 таких биографий. Исследование подтвердило предположение автора, что английское общество стремится поощрить успех посредством поручительства и поддержки, а вознаграждения и поощрения исходят от центрального вышестоящего учреждения; для американского общества характерно соревнование в открытой борьбе со своими коллегами, а вознаграждения и поощрения исходят от отдельных учреждений, обществ профессионалов и т.д. Оказалось, что в Англии 53% составляют правительственные награды, в США — только 11%. Зато в США награды, присуждаемые колледжами и университетами, составляют 42%, а в Англии -^ 13%. В США 14%-наград присуждены за спортивную, религиозную, патриотическую деятельность, общественные заслуги, в Англии — ни одной. Все это является убедительным, на наш взгляд, свидетельством двух различных культур продвижения по службе, которые поддерживают и ориентируют индивида на вполне определенный алгоритм поведения для достижения успеха, продвижения по службе...*
.............. Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по име
ни, обращаясь к нему в присутствии его матери и бе^ ее разреше
ния. Японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы
' * лне огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алко
гольные напитки на христианских поминках за столом. Латиноаме
риканцы часто сетуют на холодность и отчужденность североаме
риканцев, поскольку североамериканцы не любят, чтобы до них дот
рагивались во время разговора, и считают, что наиболее приемле
мое расстояние между собеседниками — 75 см. Житель США счи
тает себя обязанным улыбаться человеку, с которым случайно пе
ресекся взглядом — иначе могут решить, что он плохо воспитан. Но
улыбка не может служить поводом для контакта, потому что контакт
без должной причины рассматривается как вмешательство в част
ную жизнь или как угроза сексуального домогательства. Всего лишь
подозрение в этом может, стать основанием для обращения к пра
вовой защите. В контактах с собеседником требуются терпимость
и снисходительность, сдержанность в выражении удовольствия и
сожаления: не принято желать здоровья чихающему и желать при
ятного аппетита.
Как мы думаем, примеров достаточно. О чем они? Почему люди ведут себя по-разному, оценивают по-разному одну и ту же ситуацию? Первое, что приходит на ум, — они считают, что так и следует себя вести; каждый оценивает чужие поступки, действия, мысли
* См.: Тернер Р, Сравнительный контент-анализ биографий//Вопросы социологии. — 1992. — № 1„ с. 121—128.
329
с точки зрения того, как принято в его среде, обществе, в котором он живет.
Иными словами, каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традиций, ценностей, критериев, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что такое добро и зло, т.е. каждое общество обладает своей культурой*.