ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «личность и общество», «личность и социальный порядок». Именно в социальных институтах личность вынуждена подстраиваться под статусно-ролевой стандарт, «уместиться» в ячейку, не ею созданную, вести себя не так, как хочется, а так, как предуказанно, т.е. во многом стандартно.
Следовательно, желая получить гарантию регулярности, само-возобновляемости, предсказуемости поведения партнеров, удовлетворения своих потребностей, люди расплачиваются своей свободой.
Однако для социологов романтически-идиллическое умиление безбрежной свободой кажется наивным: в социальном пространстве не существует, не может и не должна существовать «интуитивно-животная», безбрежная свобода индивида. Ясно и четко представляя механизмы организации людей в устойчивые, предсказуемые связи, мы понимаем, что институализация как бы создает два мира: мир институализированных взаимодействий (где индивид постоянно взаимодействует с другими партнерами) и мир индивидуальной жизни (где личность сама принимает решения, творит).
* Здравомыслов А.Г. Проблема власти в современной социологии. В кн.: Проблемы теоретической социологии. — СПб., с. 211.
Однако свобода в мире индивидуальной жизни строится на фундаменте, создаваемом миром институализированных взаимодействий. Вступая во взаимодействие с другими, желая получить от этого немалую прибыль, прирост в удовлетворении своих личных потребностей, человек в первую сгчередь заинтересован в четкости и ясности этих правил взаимодействий и предсказуемости поведения партнеров. Радость предсказуемости, удовольствие от надежности другого, удовлетворенность порядком — это своеобразные эмоциональные симптомы, индикаторы такой организации социального мира, в котором создан фундамент для личного спокойствия и личной свободы. Свобода личности начинается вместе с получением индивидом от социального мира свободы (гарантии) от произвола партнеров по взаимодействию, свободы (гарантии) от непредсказуемости, свободы (гарантии) от невыплаты зарплаты за свой труд и т.д.
Может ли человек быть подлинно свободным в выборе жизненно важных решений в условиях хаоса, беспорядка? Не порождает ли непредсказуемость общественной жизни в современной России чувство неуверенности, опасности? Свобода, обретаемая в условиях хаоса, анархии, — это свобода испытывать страх, неуверенность, уязвимость и т.д. Подлинная свобода, демократия всегда строится на высокой дисциплинированности, законопослушании, предсказуемости поведения индивидов по отношению друг к другу.
Ролевое стандартизированное поведение личности — это не просто плата индивида за предсказуемость, самовозобновляемость своих взаимодействий с другими, а своеобразное «отступное» миру социальных связей за получение спокойствия, внутренней свободы в выборе жизненного пути, свободы от страха, произвола.
Мы не затрагивали проблему прав человека в системе социальных взаимодействий, в данном случае нас интересовал лишь общесоциологический аспект проблемы: превращает ли институализация личность в некий робот-автомат, выполняющий заложенную в него структурой роль, или, предотвращая ее взаимодействия с другими от хаоса, произвола, непредсказуемости, создает уверенность, надежность, которые прочно охраняют внутреннюю свободу личности? Что касается того, какими будут правила игры в социальных институтах — правилами тоталитарного или демократического общества, — это зависит от самого общества.
ЭФФЕКТЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
Третья группа последствий институализации социальных связей — эффекты стратификации. Статусно-ролевое размежевание, порожденное в том числе четким распределением в социальных институтах функций, прав и обязанностей, ведет к устойчивому разделению труда и профессионализации выполнения функций. Именно в институ-
228
229
ализированных взаимодействиях случайное, экспериментальное, нерегулярное разделение функций, нерегулярные отношения зависимости укореняются и приобретают самовоспроизводящийся характер, что ведет к серьезным социальным последствиям для исполнителя — агента функции.
Различие между способностями, умениями людей, решаемыми ими функциями, задачами приобретает в условиях социальных институтов характер устойчивой социальной дифференциации по горизонтали и по вертикали. Возникает не только профессиональное размежевание статусно-ролевых позиций, ячеек (дифференциация по горизонтали), но и социально-иерархическое разделение статусно-ролевых позиций (дифференциация по вертикали, т.е. социальная стратификация). Социальная стратификация, располагающая людей по разным ступеням общественной лестницы в зависимости от занимаемой социальной позиции, — это одно из наиболее значимых социальных последствий процесса инсти-туализации.
Спорадически возникающее зыбкое преимущество людей той или иной специальности, выполняющих ту или иную функцию, приобретает характер устойчивого, предсказуемого, признаваемого всеми преимущества. Это преимущество (или, наоборот, подчиненность) закрепляется за любым, кто занял определенную позицию в обществе. Само же общество предстает как иерархизи-рованная, многообразная, сложно организованная самовозобновляемая система статусно-ролевых позиций.
* * *
Мы рассмотрели основные, решающие последствия, эффекты институализации социальных взаимодействий и тем самым объяснили, почему все крупнейшие социологи считают ключевой для понимания социальной жизни именно проблему институциаль-ных, повседневных, рутинных связей. Чтобы понять общество, глубинный характер социальных связей в нем, надо изучить механизмы регулирования социальных институтов, их нормы, правила. Именно привычное, будничное и рутинное (а не яркие, неповторимые события), как оказалось, навязывают нам определенный порядок мыслей, предпочтений. Именно институциональные взаимодействия составляют ядро социальной практики людей.
230