Применение алгоритма рассмотрим на следующем примере.

Исходные данные:объёмы реализации продукции за два сезона. В качестве исходной информации для прогнозирования была использована информация об объёмах сбыта мороженого “Пломбир” одной из фирм в Нижнем Новгороде. Данная статистика характеризуется тем, что значения объёма продаж имеют выраженный сезонный характер с возрастающим трендом. Исходная информация представлена в табл. 1.

Таблица 1.
Фактические объёмы реализации продукции

№п.п. Месяц Объем продаж (руб.) №п.п. Месяц Объем продаж (руб.)
июль 8174,40 июль 8991,84
август 5078,33 август 5586,16
сентябрь 4507,20 сентябрь 4957,92
октябрь 2257,19 октябрь 2482,91
ноябрь 3400,69 ноябрь 3740,76
декабрь 2968,71 декабрь 3265,58
январь 2147,14 январь 2361,85
февраль 1325,56 февраль 1458,12
март 2290,95 март 2520,05
апрель 2953,34 апрель 3248,67
май 4216,28 май 4637,91
июнь 8227,569 июнь 9050,3264

Задача: составить прогноз продаж продукции на следующий год по месяцам.

Реализуем алгоритм построения прогнозной модели, описанный выше. Решение данной задачи рекомендуется осуществлять в среде MS Excel, что позволит существенно сократить количество расчётов и время построения модели.

1. Определяем тренд, наилучшим образом аппроксимирующий фактические данные. Для этого рекомендуется использовать полиномиальный тренд, что позволяет сократить ошибку прогнозной модели).

Рис. 2. Сравнительный анализ полиномиального и линейного тренда

На рисунке показано, что полиномиальный тренд аппроксимирует фактические данные гораздо лучше, чем предлагаемый обычно в литературе линейный. Коэффициент детерминации полиномиального тренда (0,7435) гораздо выше, чем линейного (4E-05). Для расчёта тренда рекомендуется использовать опцию “Линия тренда” ППП Excel.

Рис. 3. Опция “Линии тренда”

Применение других типов тренда (логарифмический, степенной, экспоненциальный, скользящее среднее) также не даёт такого эффективного результата. Они неудовлетворительно аппроксимируют фактические значения, коэффициенты их детерминации ничтожно малы:

· логарифмический R2 = 0,0166;

· степенной R2 =0,0197;

· экспоненциальный R2 =8Е-05.

2. Вычитая из фактических значений объёмов продаж значения тренда, определим величины сезонной компоненты, используя при этом пакет прикладных программ MS Excel (рис. 4).

Рис. 4. Расчёт значений сезонной компоненты в ППП MS Excel.

Таблица 2.
Расчёт значений сезонной компоненты

Месяцы Объём продаж Значение тренда Сезонная компонента
8174,4 7617,2674 557,1326
5078,3296 6104,0156 -1025,686
4507,2061 4420,3206 86,885473
2257,1992 3004,1224 -746,92323
3400,6974 2086,745 1313,95235
2968,7178 1741,0644 1227,65338
2147,1426 1924,9246 222,217979
1325,5674 2519,8016 -1194,2342
2290,9561 3364,7154 -1073,7593
2953,3411 4285,39 -1332,0489
4216,2848 5118,6614 -902,37664
8227,5695 5732,1336 2495,43589
8991,84 7617,2674 1374,5726
5586,1626 6104,0156 -517,85304
4957,9267 4420,3206 537,60608
2482,9191 3004,1224 -521,20332
3740,7671 2086,745 1654,02209
3265,5896 1741,0644 1524,52515
2361,8568 1924,9246 436,932237
1458,1241 2519,8016 -1061,6775
2520,0517 3364,7154 -844,6637
3248,6752 4285,39 -1036,7148
4637,9132 5118,6614 -480,74817
9050,3264 5732,1336 3318,19284

Скорректируем значения сезонной компоненты таким образом, чтобы их сумма была равна нулю.

Месяцы 1-й сезон 2-й сезон Итого Среднее Сезонная компонента
557,1326 1374,5726 1931,7052 965,8526 798,7176058
-1025,686 -517,853035 -1543,539 -771,7695155 -938,90451
86,885473 537,60608 624,491553 312,2457765 145,1107823
-746,92323 -521,203316 -1268,1265 -634,0632745 -801,198269
1313,9524 1654,022089 2967,97444 1483,987221 1316,852227
1227,6534 1524,525154 2752,17853 1376,089265 1208,954271
222,21798 436,932237 659,150216 329,575108 162,4401138
-1194,2342 -1061,677479 -2255,9117 -1127,955849 -1295,09084
-1073,7593 -844,663701 -1918,423 -959,2115055 -1126,3465
-1332,0489 -1036,714798 -2368,7637 -1184,381853 -1351,51685
-902,37664 -480,748169 -1383,1248 -691,5624065 -858,697401
2495,4359 3318,192838 5813,62873 2906,814363 2739,679369
      Сумма 2005,61993

Таблица 3.
Расчёт средних значений сезонной компоненты

3. Рассчитываем ошибки модели как разности между фактическими значениями и значениями модели.

Таблица 4.
Расчёт ошибок

Месяц Объём продаж Значение модели Отклонения
8174,4 8415,985006 -241,585006
5078,3296 5165,11109 -86,7814863
4507,2061 4565,431382 -58,2253093
2257,1992 2202,924131 54,27503571
3400,6974 3403,597227 -2,89987379
2968,7178 2950,018671 18,69910521
2147,1426 2087,364714 59,77786521
1325,5674 1224,710757 100,8566247
2290,9561 2238,3689 52,58718971
2953,3411 2933,873153 19,46793921
4216,2848 4259,963999 -43,6792433
8227,5695 8471,812969 -244,24348
8991,84 8415,985006 575,8549942
5586,1626 5165,11109 421,0514747
4957,9267 4565,431382 392,4952977
2482,9191 2202,924131 279,9949527
3740,7671 3403,597227 337,1698622
3265,5896 2950,018671 315,5708832
2361,8568 2087,364714 274,4921232
1458,1241 1224,710757 233,4133637
2520,0517 2238,3689 281,6827987
3248,6752 2933,873153 314,8020492
4637,9132 4259,963999 377,9492317
9050,3264 8471,812969 578,5134687

Находим среднеквадратическую ошибку модели (Е) по формуле:

Е= Σ О2 : Σ (T+S)2

где:
Т
- трендовое значение объёма продаж;
S
– сезонная компонента;
О
- отклонения модели от фактических значений

Е= 0,003739 или 0.37 %

Величина полученной ошибки позволяет говорить, что построенная модель хорошо аппроксимирует фактические данные, т.е. она вполне отражает экономические тенденции, определяющие объём продаж, и является предпосылкой для построения прогнозов высокого качества.

Построим модель прогнозирования:

F = T + S ± E

Построенная модель представлена графически на рис. 5.

5. На основе модели строим окончательный прогноз объёма продаж. Для смягчения влияния прошлых тенденций на достоверность прогнозной модели, предлагается сочетать трендовый анализ с экспоненциальным сглаживанием. Это позволит нивелировать недостаток адаптивных моделей, т.е. учесть наметившиеся новые экономические тенденции:

Fпр t = a Fф t-1 + (1-а) Fм t

где:
Fпр t
- прогнозное значение объёма продаж;
Fф t-1
– фактическое значение объёма продаж в предыдущем году;
Fм t
- значение модели;
а
– константа сглаживания.

Константу сглаживания рекомендуется определять методом экспертных оценок, как вероятность сохранения существующей рыночной конъюнктуры, т.е. если основные характеристики изменяются / колеблются с той же скоростью / амплитудой что и прежде, значит предпосылок к изменению рыночной конъюнктуры нет.

Рис. 5. Модель прогноза объёма продаж

Таким образом, прогноз на январь третьего сезона определяется следующим образом.

Определяем прогнозное значение модели:

Fм t = 1 924,92 + 162,44 =2087 ± 7,8 (руб.)

Фактическое значение объёма продаж в предыдущем году(Fф t-1)составило 2 361руб. Принимаем коэффициент сглаживания 0.8. Получим прогнозное значение объёма продаж:

Fпр t = 0,8*2 361 + (1-0.8) *2087 = 2306,2 (руб.)

Для учёта новых экономических тенденций рекомендуется регулярно уточнять модель на основе мониторинга фактически полученных объёмов продаж, добавляя их или заменяя ими данные статистической базы, на основе которой строится модель.

Кроме того, для повышения надёжности прогноза рекомендуется строить все возможные сценарии прогноза и рассчитывать доверительный интервал прогноза.

 

Задание. Определить объем продаж мороженного на июнь третьего сезона.

 

Литература

1. Замков О.О., Толстонятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. М. ДНСС. 1997г.

2. Лук’яненко І. Г., Краснікова Л. І. Економетрика: Підручник. – К.: Т-во“Знання”, КОО, 1998. – 494 с.

3. Конюховский П. Математические методы исследования в экономике. – СПб.: Питер, 2000. – 208 с.

4. Монахов А. Математические методы анализа экономики. – СПб.: Питер, 2002. – 176 с.

5. Экономико-математические методы и прикладные модели: Уч. Пособие для вузов / В. В. Федосеев, А. Н. Гармаш, Д. М. Дайитбегов и др. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 391 с.

6. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах.-М.: Высшая школа,1986.

7. Басов А.С. Линейное программирование в технико-экономических задачах. – М.: Наука, 1974.

8. Вентцель Е.С. Введение в иследование операцій. – М.: Радио, 1984.

9. Гасс С. Линейное программирование. – М.: Физматгиз, 1971.

10. Гершгорн А.С. Математическое программирование и его применение в экономических рас четах. – М.: Экономика,1978.

11. Дегтярёв Ю.И. Исследование операцій. – М.: Высшая школа, 1988.

12. Зайченко Ю.П. Исследование операцій. – Л.: Высшая школа, 1988.

13. Карасёв А.И. и др.. Курс высшей математики для экономических вузов, ч. II. – М: Высшая школа,1983.

14. Карманов В.Г. Математическое программирование. – М.: Наука,1980.

15. Ляшенко И.Н. Линейное и нелинейное программирование. – К.: Высшая школа,1975.

16. Щедрин Н.И., Кархов А.И. Математические методы программирования в экономике. – М.: Статистика, 1974.