Первая союзная конституция 1924г.

РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР имели свою конституцию. I ССС принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена II ССС в январе 1924 г.

Возникшие в ходе ее разработки разногласия по вопросам национально государственного строительства были урегулированы решением XII съезда РКП(б). В феврале 1923г. в проектной комиссии было сделано предложение преобразовать Совет национальностей (до этого входящий в Наркомнац как представительный орган разных национальностей) в орган СССР, превратив его во 2-ую палату ВЦИК. По одному проекту Совет д.б. состоять из представителей всех республик и автономных областей, по второму — только из представителей 4-ых федеративных республик. Была принята более сложная модель, позднее закрепленная в Конституции.

Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Договор состоял из одиннадцати глав: 1) О предметах ведения верховных органов власти СССР, 2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, 3) О Съезде Советов СССР, 4) О ЦИК СССР, 5) О Президиуме ЦИК СССР, 6) О СНК СССР; 7) О Верховном суде СССР, 8) О народных комиссариатах СССР, 9) Об Объединенном ГПУ, 10) О союзных республиках, 11) О гербе, флаге и столице СССР.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия.

*Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 000 избирателей).

В период между съездами высшим органом власти был ЦИКСССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.

B промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИКСССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – СНК СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления.

5 наркоматов были общесоюзными (иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов) и 5 наркоматов были объединенными (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ). Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов был республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено ССС, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки на ратификацию Съезду.

*Каждая республика, входящая в СССР, имела свой СНК (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты имели в нем своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК СССР.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, «пролетарской по содержанию и национальной по форме», на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.