Занятие № 3. Биохимия мышечной и нервной тканей.

Цель занятия.Усвоить особенности химического состава и метаболизма мышечной и нервной тканей, молекулярные механизмы мышечного сокращения и расслабления, закрепить знания по биохимическим основам функционирования нервной ткани; овладеть методами исследования химического состава и активности некоторых ферментов мышечной и нервной тканей.

Студент должен
знать: уметь:
1) химический состав мышц; 2) биохимические механизм мышечного сокращения и расслабления; 3) особенностей энергетического обмена в мышцах; 4) биохимические изменения в мышцах при утомлении; 5) основные типы клеточных элементов нервной ткани; 6) особенности химического состава спинномозговой жидкости; 7) особенности химического состава нервной ткани; 8) особенность состава и структуры миелиновых мембран; 9) особенности обмена углеводов в нервной ткани, зависимость биоэнергетики головного мозга от притока глюкозы; 10) кислородозависимость нервной ткани; 11) особенности метаболизма аминокислот в нервной ткани; 12) пути образования аммиака при функционировании нервной клетки и пути его обезвреживания; 13) биологические механизмы возникновения и проведения нервного импульса; 14) молекулярные механизмы синаптической передачи; 15) физиологически активные пептиды мозга. 1) охарактеризовать роль ионов кальция в процессе сокращения и расслабления мышц; 2) выделить основные и дополнительные пути образования АТФ в мышечной ткани; 3) охарактеризовать и объяснить биохимические изменения в мышцах при патологии; 4) выделять из мышечной ткани гликоген и миоглобин, обнаруживать в ней белок; 5) количественно определять креатинин в сыворотке крови и моче и интерпретировать полученные результаты; 6) оценить химический состав ликвора; 7) объяснить особенность обмена аминокислот в ткани головного мозга, пути образования аммиака при функционировании нервной клетки и пути его обезвреживания; 8) использовать знания биохимии нервной ткани для понимания действия большой группы фармакологических средств; 9) проводить разделение липидов ткани мозга методом тонкослойной хроматографии; 10) проводить качественное определение активности холинэстеразы ткани мозга.

Содержание занятия.На занятии студентам предстоит пройти проверку заданий по самоподготовке, дать ответы на тесты контроля исходного уровня знаний и вопросы преподавателя, решить ситуационные задачи, прослушать доклад по теме УИРС, выполнить работы по выделению гликогена и миоглобина из мышечной ткани, количественному определению креатинина в сыворотке крови и моче, по хроматографическому разделению липидов мозга и обнаружению активности холинэстеразы мозговой ткани.