Гражданский и уголовный процессы (по судебным уставам 1864 г.).

Положения 1864г. ввели новые формы судебного процесса. Принципы: бессословность, равенство сторон в процессе, обеспечение защиты и участие присяжных заседателей, свободная оценка доказательств, презумпция невиновности, отделение судебного процесса от административного разбирательства, гласность, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Судебные решения д.б. выноситься на основании тщательного разбора дел и анализа доказательств. Судьи несли юр. ответственность за необоснованные приговоры. В случае имущественной или иной заинтересованности в деле родственных отношений судьи отстранялись от дела. Вводились институты присяжного поверенного – адвоката – поддерживавшего защиту, и прокурора, поддерживавшего обвинение.

Гражданское судопроизводство было отделено от уголовного. Гражданские споры рассматривались только судом. В уголовном судопроизводстве обвинение и защита получили право представлять доказательства, отводить свидетелей и допрашивать стороны в присутствии друг друга, давать объяснения и опровергать доводы другой стороны.

Уголовный процесс делился на стадии: дознание, предварительное следствие, судебное следствие, исполнение приговора, пересмотр приговора.

Условиями для начала уголовного дела являлись законный повод и достаточное основание. Законным поводом признавались заявления и жалобы частных лиц, сообщения полиции, явка с повинной, возбуждение дела прокурором или следователем.

Дознание осуществляла в основном полиция в форме розыска, словесных расспросов и негласных наблюдений. Все полученные при этом материалы дознания полиция д.б. передать судебному следователю.

Предварительное следствие осуществляли судебные следователи под надзором прокурора и членов судебных палат, а по полит. делам – жандармерия.

Материалы следствия после предъявления их обвиняемому направлялись прокурору, который составлял обвинительный акт и направлял его в окружной суд, а в случае необходимости рассмотрения дела с присяжными заседателями определение о предании суду присяжных выносила судебная палата.

В судебном заседании участвовали три члена суда, в суде присяжных – 12 постоянных и 2 запасных заседателей. Права судей и заседателей признавались равными.

Приговоры окружных судов с присяжными заседателями судебных палат были окончательными. Они могли быть обжалованы или опротестованными прокурором лишь в порядке кассации в Сенат. Приговоры окружных судов без участия присяжных заседателей могли быть обжалованы в порядке апелляции в судебную палату.

Приговоры, вступившие в законную силу, исполнялись полицией.

В мировых судах процесс имел упрощенный характер без разделения на стадии. Мировой судья единолично вел следствие, производил судебное разбирательство и выносил приговор.

42. Контрреформы в области местного самоуправления и в судебной системе 80–90-х гг. XIX в.

ЗЕМСТВО

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

В1881 г. появилась записка А.Д. Тизухина «О преобразовании местного самоуправления и устройстве земских учреждений». Преобразование предполагалось осуществить на принципах сословности, отмены «выборного начала», подчинения органов самоуправления государственной власти. Поскольку, по мнению автора, «народ утратил предание повиновения и порядка и является нередко буйной толпой», чего не было, когда власть над крестьянами принадлежала членам «высшего служебного сословия», т.е. дворянству, следовало в какой-то форме восстановить эту власть. Для этого по последовавшему в1889 г. закону был создан институт земских начальников. Они назначались из числа местных «поместных земских людей» – дворян и могли полностью распоряжаться жизнью деревни и личностью крестьянина. От него зависела и деятельность сельского схода. «Чего на сход ходить, когда начальник решает», - рассуждали крестьяне.

Вступившее в силу в1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило контроль над ними администрации, дало значительные преимущества дворянству. Усилила роль дворянства и реформа городского самоуправления. Избирательные права получили домовладельцы, владельцы недвижимого имущества (от 300 до 3000 руб.). Губернские земские присутствия преобразовывались в присутствия по земским и городским делам, причем его представитель от города утверждался администрацией. Ни одно решение городской думы не могло вступить в действие без разрешения губернского начальства. Общим итогом проведения контрреформ стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией.

Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Это объяснялось тем, что в Министерстве юстиции имелись данные о большом числе оправдательных приговоров.

В 1878 году Сенат разъяснил, что временные комиссии по составлению списков присяжных заседателей формируются земскими собраниями, в 1884 году в состав комиссий были введены председатели уездных съездов мировых судей, председатели земских уездных земских управ, городские головы, члены уездных по крестьянским делам присутствий, уездные исправники, полицмейстеры, товарищи прокуроров окружных судов.

В 1887 году меняется порядок составления списков присяжных заседателей: председатель земской уездной управы подавал сведения о кандидатах в окружной суд. Очередные списки присяжных составлялись комиссиями в составе уездного предводителя дворянства, председателя уездного съезда мировых судей, участкового мирового судьи, уездного исправника, председателя уездной земской управы, мирового посредника и др. Закон включал в состав комиссии лиц, располагающих сведениями об имущественном и ином положении кандидатов в присяжные.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе.

Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, наделённых широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течении нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

В городах учреждались должности городских судей, назначаемых министром юстиции.

Апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых земскими начальниками и городскими судьями, было судебное присутствие уездного съезда, в которое входили предводитель дворянства, член окружного суда, городские судьи и земские участковые начальники уезда.

Кассационной инстанцией для тех же дел были губернские присутствия, состоящие из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора, членов окружного суда. Фактически обжалование дел осуществлялось в административных органах административными чинами. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организовано специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.

Административноевмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы - гласности суда. В 1887 году провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 году резко сузилась гласность гражданского судопроизводства.

Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение телесных наказаний), с 1889 года подпали под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.

Против выделения судебной власти в качестве особой, независимой от других государственных органов отрасли, выступил новый министр юстиции Н.В. Муравьёв. В начале 1894 года в докладе Александру III он заявил, что « суд должен быть прежде всего верным и верноподданным проводником и исполнителем самодержавной воли монарха».

В мае 1885 года закон предоставил министру юстиции право надзирать за чинами судебного ведомства, в 1887 году он получает право устранять гласность судебного разбирательства, в 1889 году министру юстиции были подчинены городские судьи, а министру внутренних дел - земские начальники.

43. Развитие права пореформенной России (2/2 19 в.): гражданское, уголовное, трудовое и семейное право.

Положение рабочих регулировалось гражданским правом (X том Свода законов Российской империи). По закону в личный найм мог быть для всех работ и должностей. Несовершеннолетние могли заключать договор личного найма с разрешения родителей и опекунов. Действующее законодательство по найму было архаично, патриархально, применимо более к отношениям м/у хозяином и слугой. Существовали книги для записи условий найма. По мере роста фабрик растет количество жалоб нанимателей и нанявшихся, люди работали без письменного оформления.

До 1917 боролись две идеи трудового регулирования: правительственная идея попечительства (что было в 1-ой половине XIX века) и идея свободного договора представителей частного капитала.

1842г. Новый свод законов оговорил найм на работу в Черниговской и Полтавской губерниях и прочие тупые мелочи. Отсутствовала форма абстрактного договора.

1858г. при петербургской управе благочиния создается комитет по разрешению споров м/у нанимателями и рабочими появляется письменное оформление отношений. Гос-во усиливает полицейский контроль за поведением обеих сторон. Московский ген-губернатор Заклевский в 1849г. издает правила о трудовых отношениях. Он предлагает ввести рабочую тетрадь (прототип трудовой книжки), состоящей из 3-х частей: 1) субъект трудовых отношений, сроки действия паспорта, адрес рабочего или того, на чьих харчах относится и др.; 2) обязанности и права рабочего и фабриканта, порядок принесения жалоб; 3) расчетный лист – сведения о з/п.

В 60-е годы происходит качественный и количественный рост законодательства, регулирующего труд по найму. Появляются самостоятельные группы законов, свидетельствующих о появлении отрасли ТП.

Законодательство ограничивало применение труда малолетних, женщин. Появляется система Гос. Контроля. Закон о труде появляется как результат перепроизводства. Гос-во входит в стадию буржуазного развития, фабриканты реагируют по-разному: 1) снижение произ-ва и интенсивности рабочего труда; 2) ограничение рабочего времени, запрет ночного труда. Во главе Минфина становятся отличные специалисты.

1882г. закон о малолетних, работающих на фабриках, заводах: не допускались на работу дети до 12 лет; 12-15 летние работали не более 8 часов в сутки; запрет допуска малолетних к вредному и изнурительному труду; учреждается спец. трудовая инспекция, подчиненная Минфину.

1885г. закон, запрещающий ночную работу несовершеннолетних. Дети до 17 лет не могли работать с 21 до 5 часов, на полотняных, бумажных и шерстяных фабриках. Эти законы вызвали протест, Бунге полетел со своего поста.

1886г. Толстой предложил закон «о порядке найма, увольнения и оплаты труда рабочих»: каждому рабочему не позднее 7 дней после преступления к работе давалась рабочая книжка, в ней оформлялся в ней договор найма, условия работы. Акт передачи книжки знаменовал заключение договора. В случае бессрочности договора за 2 недели до увольнения запрещалось понижать з/п и кол-во рабочих часов. Т.о., были заложены правовые основы формирования института трудового договора.

1897г. закон «О продолжительности и распределении рабочего времени» заложил правовые основыформирования института рабочего времени и времени отдыха. Дневное – не более 11 часов, в праздники и выходные – не более 10 часов. (55 воскресных и 14 праздничных)

1899 закон завершил организацию системы фабричного надзора. 4.03.1906г. временные правила о профессиональных обществах, свобода стачек, коалиций, были ограничены стачки полит. характера.

1913 Гос. канцелярия все разбросанные по углам законы о труде выделила в Устав о промышленном труде, который вошел в XI том Свода законов. Россия стояла на пороге кодификации трудового законодательства.

Утверждаются рыночные принципы договора личного найма – свобода и незыблемость договора, обязательность выполнения договорных обязательств, судебная защита законных интересов сторон. Договор заключался в письменной форме.

Семейное право.Осталось почти без изменений. Брачно-семейные отношениярегулировались как гос-вом, так и церковью. Заключение и расторжение брака было прерогативой церкви. Церковь осуждала барки, заключенные без согласия родителей, за это детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишить права на наследство. Расторжение брака возможно было лишь при наличии оснований (см. вопрос № 33). В семейных отношениях сохранялось господство мужа, жена и дети были обязаны ему подчиняться. Появляется новая форма брака м/у сектантами, старообрядцами, напоминающая гражданский, но эта форма брака заключалась с условием оформления документов.

Уголовное право.В результате передачи мировым судьям ряда небольших уголовных дел потребовалось изменить уложение о наказаниях 1845 года, результатом явилось создание в 1866 г новой редакции уложения. Еще раньше были отменены телесные наказания, наложение клейм, штемпельных знаков на лицо, однако в новой редакции уложения все же сохранились такие меры как битье розгами, хотя и в редких случаях. В 1885 году была осуществлена новая редакция уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Появились новые составы, что было обусловлено необходимостью вести борьбу с активизировавшимся революционными движениями. В уложи 1855 г сохранилось четкое деление на общую и особенную часть. В первом разделе выполнявшем по прежнему ф-ии общей части уделялось стадиям совершения преступления умыслу, приготовлению, покушению и оконченному преступлению. Проводилось разграничение между понятиями преступления и проступка. Было закреплено подробно принципы соучастия в преступлении. Выделены такие соучастники как участники, главные виновники, зачинщики, сообщники, подговорщики, пособники, попуситетели, укрыватели. В особенной части на первом месте – преступления против веры, а так же среди наиболее тяжкие - государственные и против порядка управления. Отпадают мучительные смертные казни, остается преимущественно повешенье.