Коммерческая деятельность по изучению и прогнозированию спроса и ее эффективность

Введение.

1. Изучение и прогнозирование спроса как элемент коммерческой деятельности.

1.1. Сущность и значение работы по изучению и прогнозированию покупательского спроса.

1.2. Методы изучения и прогнозирования спроса на товары народного потребления.

2. Состояние коммерческой деятельности по изучению спроса на торговом предприятии.

2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия и района его деятельности.

2.2. Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления.

2.3. Прогнозирование покупательского спроса и использование этих материалов в коммерческой работе.

3. Эффективность коммерческой деятельности по изучению и прогнозированию спроса.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

При написании параграфа 1.1необходимо дать определение покупательского спроса; проследить развитие данной категории рынка; показать различие между спросом и потребностями; дать определение количественной и качественной оценки спроса; показать признаки классификации спроса и представить характеристику видов спроса (классификацию спроса изобразить в виде схемы); дать характеристику факторов, влияющих на спрос, используя при этом статистические данные; определить, что представляет собой деятельность по изучению спроса, и сформулировать задачи изучения спроса потребителей.

Следует указать, какие службы на разных уровнях управления в системе потребительской кооперации занимаются изучением спроса (представить схему) и какие задачи они решают. Необходимо также показать, как изменились задачи изучения спроса в современных условиях.

При изложении параграфа 1.2нужно дать характеристику источников информации о спросе, перечислить требования, предъявляемые к такой информации; показать наличие значительного многообразия методов изучения спроса в современных условиях; перечислить методы изучения спроса (анкетирование, интервьюирование, выборочный метод, статистический, интуитивный), дать подробную характеристику каждого названного метода и определить возможности его использования в практической деятельности торговых организаций и предприятий.

Далее следует перечислить методы прогнозирования спроса на потребительские товары (экстраполяции ряда динамики объемов продаж товара, нормативный метод, экспертный, балансовый, с использованием коэффициента эластичности), дать подробную характеристику каждого метода и определить возможности его применения организациями и предприятиями торговли.

При написании параграфа 2.2 следует изучить и проанализировать использование методов сбора информации о спросе. Необходимо четко указать, какая служба и какие категории работников занимаются сбором информации о спросе. Если на предприятии есть отдельная служба или отдел по изучению спроса, то следует дать их подробную характеристику (состав и выполняемые функции)

Как свидетельствует практика, наиболее распространенным методом сбора информации о спросе является статистический метод, т е проведение анализа данных статистической отчетности торгового предприятия. В этой связи целесообразно детально и последовательно осуществлять анализ данных о товарообороте в целом и в разрезе ассортиментных позиций, товарных запасах и товарооборачиваемости, проанализировать данные инвентаризаций о товарных остатках.

Данные статистической отчетности целесообразно представить в таблицах 20-26.

Таблица 20. Анализ розничного товарооборота _______________ за ______ гг.

(предприятие)

Показатели Год ___ г. в % к __г.
     
сумма млн р. уд. вес, % сумма млн р. уд. вес, % сумма млн р. уд. вес, %
1. Розничный товарооборот, всего              
2. Товарооборот по продовольственным товарам              
3. Товарооборот по непродовольственным товарам              

В табл. 21 нужно показать наиболее значимые товарные группы, используя форму № 3-торг, которую следует приложить к работе.

Таблица 21. Анализ структуры розничного товарооборота ___________________ за ________ гг.

(предприятие)

Показатели Год ___ г. в % к ___ г.
     
сумма млн р. уд. вес, % сумма млн р. уд. вес, % сумма млн р. уд. вес, %
1. Продовольственные товары              
2. Непродовольственные товары              
Итого              

Таблица 22. Анализ товарных запасов на _________________ за _____ г.

(предприятие)

Показатели Год
     
норматив факт отклонение норматив факт отклонение норматив факт отклонение
1 Продовольственные товары:                  
в сумме, млн р.                  
в днях                  
2 Непродовольственные товары:                  
в сумме, млн р.                  
в днях                  
Итого                  

Такой же анализ следует сделать и в разрезе ассортиментных групп (при наличии данных).

Таблица 23. Анализ товарных запасов в разрезе ассортиментных групп ____________ за _________ г.

(предприятие)

Наименование Год
норматив фактически отклонение
в сумме, р. в днях в сумме, р. в днях в сумме, р. в днях
1. Продовольственные товары            
2. Непродовольственные товары            
Итого            

Следует придерживаться перечисленных в табл. 21 товарных групп.

Таблица 24. Анализ товарооборачиваемости на ________________ за ______ г.

(предприятие)

(дней)

Показатели Год Отклонение
      ускорение (-) замедление (+)
1. Продовольственные товары          
2. Непродовольственные товары          
Итого          

Таблица 25. Анализ товарооборачиваемости по группам на ___________________ за ______ г.

(предприятие)

(дней)

Товарные группы Год Отклонение
      ускорение (-) замедление (+)
           

После подробного анализа таблиц следует сделать вывод о том, какие товары пользуются спросом, а какие товары осели в остатках. Анализ товарооборачиваемости также свидетельствует о спросе населения на конкретные группы товаров.

Следует отметить, что в настоящее время торговые организации и предприятия работают по квотам с предприятиями-изготовителями. В этой связи целесообразно привести данные о поступлении и реализации квотируемых товаров, их товарных запасах и товарооборачиваемости (табл. 26).

Таблица 26. Анализ данных по квотируемым товарам на _____________________ за _____ г.

(предприятие)

Наименование квотируемых товаров Поступление за год, млн р. Реализация за год, млн р. Товарооборачиваемость, дней Остаток на 01.01.__, 1 млн р.

Данные табл. 26 показывают работу торгового предприятия по обеспечению населения социально значимыми товарами. Следует подчеркнуть, как используется материал анализа такой информации в практической деятельности.

Используется в торговой практике и метод ежедневного учета реализации товаров в розничной торговой сети. В данном случае целесообразно показать, как ведется такой учет, используя формы таблиц 27-28.

Таблица 27. Учет реализации товаров в магазине №__________

Наименование товара Ед. измер. Поступило на 01.01.__ г. Продано Остаток на 05.01._г. Реализация, всего
02.01._г. 03.01._г. 04.01._г.
1 Мука              
и т.д.              

Таблица 28. Карточка учета продажи товаров в магазине №__________

Наименование товаров Ед. измер. Продано по дням
первый второй третий четвертый пятый шестой седьмой

Такие наблюдения можно вести в течение месяца, квартала, года и получить внутригрупповую информацию о структуре спроса.

Возможность сбора информации о спросе предоставляет ведение журнала неудовлетворенного спроса (табл. 29). Следует изучить практику учета данных неудовлетворенного спроса, привести используемые формы для регистрации.

Таблица 29. Журнал регистрации данных неудовлетворенного спроса

Наименование товара Характеристика товара Примечание

При анализе данных, зафиксированных в таком журнале, можно выявить, какие товары, пользующиеся спросом, отсутствуют в продаже. Такая работа позволяет каждому магазину составлять более точную и конкретную заявку на завоз товаров.

Далее следует изучить организацию работы по приему предварительных заказов от населения, так как это тоже метод сбора информации о неудовлетворенном спросе населения.

Необходимо привести формы регистрации предварительных заказов от населения и проанализировать их (табл. 30).

Таблица 30. Книга предварительных заказов покупателей в магазине №____

Дата записи Фамилия, адрес покупателя Наименование товара, его характеристика Дата выполнения заказа Причины невыполнения заказа Ответственный за выполнение заказа

После того, как будут в полном объеме показаны методы сбора информации о спросе на предприятии, необходимо учесть, что в зависимости от характера собранных данных и целей анализа выявления закономерностей и тенденций развития спроса обработка данных о спросе может осуществляться различными методами.

Наиболее распространенными являются следующие: статистическая сводка, группировка, расчет обобщающих показателей, построение рядов динамики, индексный, табличный, графический и корреляционно-регрессионный анализ.

Далее следует показать, какие методы обработки данных о спросе непосредственно используются на предприятии.

Практика свидетельствует, что наиболее распространенным является табличный метод. Необходимо привести таблицы с обработанными данными (табл. 31).

Таблица 31. Сведения учета продажи товаров по структурным
подразделениям торгового предприятия

(млн р.)

Наименование предприятия Поступило за год Реализовано за год Остаток на 01.01. ____ г.

После анализа данных такого метода целесообразно сказать о возможности использования других методов, в частности таких, как группировка и т. д. Если на практике они не используются, то следует показать, как можно их использовать, что это даст торговому предприятию (таблицы 32-33, рисунки 2-3).

Таблица 32. Структура потребительского бюджета городских
и сельских жителей района

Население Доходы на 1 чел. за месяц, млн р. Расходы, % к факту
на питание на одежду на жилье прочие
1. Городское          
2. Сельское          

Таблица 33. Динамика розничного товарооборота_________________

(предприятие)

и денежных доходов населения

Годы Розничный товарооборот, млн р. Уд. вес непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота, % Уровень денежных доходов на душу населения, %

Рис. 2. Диаграмма структуры товарооборота за 1997-1999 гг. (%)

Рис. 3. График изменения розничного товарооборота и денежных доходов
населения за 1997-1998 гг.

При написании параграфа 2.3следует дать оценку применения в практической деятельности методов прогнозирования спроса, характеристика которых была представлена в параграфе 2.1.

Практика свидетельствует о том, что наиболее распространенным методом прогнозирования является балансовый метод. В этой связи необходимо показать действие данного метода и привести расчет.

Далее следует определить возможность использования других методов прогнозирования и произвести расчет.

Данные, полученные расчетным путем с использованием различных методов прогнозирования спроса, целесообразно представить в таблицах 34-36.

Таблиц 34. Расчет прогноза на _______г. с помощью метода экстраполяции

Товарные группы Объем продаж в году, млн р. Среднегодовой темп роста, % Прогноз на 2000 г., млн р.
     
           

Таблица 35. Расчет прогноза на _______ г. с помощью нормативного метода

Товарные группы Норма потребления Численность населения, чел. Прогноз на 2000 г., млн р.

Таблица 36. Расчет прогноза на _______ г. с помощью коэффициента
эластичности (в млн р.)

Товарные группы Товарооборот в году Товарооборот на душу населения в году Денежные доходы на душу населения в году Прогноз на ___ г

Далее следует проанализировать полученные данные и показать возможность использования их для обоснования потребности в товарах на планируемый период, увязать с разработкой потребительского заказа на товары.

При написании главы 3 следует проанализировать показатели эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия (табл. 37).

Таблица 37. Анализ показателей эффективности ______________ за ______ гг.

(предприятие)

(млн р.)

Показатели Год Динамика
     
1. Розничный товарооборот:        
в действующих ценах        
в сопоставимых ценах        
2. Валовой доход:        
в сумме        
в % к товарообороту        
3. Прибыль:        
в сумме        
в % к товарообороту        

Окончание табл.37

Показатели Год Динамика
     
4. Издержки обращения:        
в сумме        
в % к товарообороту        

Далее следует провести постатейный анализ издержек обращения, определить изменение издержек обращения по статьям, зависящим от коммерческой деятельности по изучению спроса населения (табл. 38).

Таблица 38. Анализ статей издержек обращения по ____________ за _____ гг.

(предприятие)

Наименование статей Год Отклонение уд веса, % (+, -)
     
сумма, млн р. уд вес, % сумма, млн р. уд вес, % сумма, млн р. уд вес, %
               

Целесообразно также проанализировать издержкоемкость и размер торговой надбавки по товарам разного уровня спроса и их влияние на результаты деятельности торговли (табл. 39).

Таблица 39. Анализ доходности отдельных товарных групп

Товарные группы Уровень издержкоемкости, % Размер надбавки, % Результат доход (+), убыток (-)

Далее следует проанализировать товарооборачиваемость различных групп товаров и ее влияние на изменение товарооборота.

Здесь же можно проанализировать эффективность использования банковских кредитов, так как это будет оказывать влияние на размер издержек обращения по статье "Проценты за кредит".

Выполнив последовательно все этапы анализа, целесообразно определить пути повышения эффективности коммерческой работы по изучению и прогнозированию спроса и направления ее совершенствования. Они должны быть четкими и конкретными.


4.3. Определение потребности в товарах для оптовых закупок
(по материалам торгового предприятия, на примере товарной
группы)

Введение.

1. Роль и место потребительского заказа в коммерческой деятельности.

1.1. Сущность потребительского заказа и содержание коммерческой работы по обоснованию потребности в товарах для оптовых закупок.

1.2. Требования, предъявляемые к информации, необходимой для обоснования потребительского заказа.

2. Оценка коммерческой работы по обоснованию потребности в товарах для оптовых закупок на предприятии.

2.1. Краткая экономико-организационная характеристика торгового предприятия и зоны его деятельности.

2.2. Информационные данные, используемые для обоснования потребности в товарах.

2.3. Методы прогнозирования, используемые для определения емкости рынка, его сегментов, обоснования структуры ассортимента потребительского заказа на торговом предприятии.

3. Пути повышения эффективности коммерческой работы по обоснованию потребности в товарах для оптовых закупок.

3.1. Недостатки в организации коммерческой работы по обоснованию потребности в товарах.

3.2. Совершенствование организации работы по обоснованию потребности в товарах.

3.3. Основные направления улучшения информационно-методического обеспечения определения потребности в товарах.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Определение потребности в товарах является важнейшим этапом коммерческой деятельности. Материалы по прогнозированию объемов и структуры потребности в товарах служат основой для формирования потребительского заказа и закупки товаров на оптовых ярмарках. С одной стороны, потребительский заказ является документом, обобщающим итоги коммерческой работы, а с другой стороны, инструментом, призванным, наряду с другими мерами, обеспечить соответствие спроса и предложения товаров. Поэтому от степени обоснованности потребности в товарах во многом зависят насыщение рынка товарами, ликвидация имеющегося дефицита отдельных товаров, удовлетворение спроса населения, рост потребления, улучшение его структуры, а также финансовые результаты деятельности промышленных и торговых организаций и предприятий. Таким образом, рассмотрение данной темы при написании курсовых и дипломных работ будущими коммерсантами представляется весьма актуальным.

Глава 1должна содержать основные теоретические положения по исследуемой проблеме. Более полному освещению теоретических вопросов будет способствовать изучение студентами не только литературных источников, но и нормативных документов, методических рекомендаций по обоснованию потребности в товарах, которые разработаны научно-исследовательскими институтами, в том числе и НИИ Белкоопсоюза, материалов периодической печати (газет, журналов и т. д.).

При раскрытии параграфа 1.1необходимо иметь в виду, что термин "потребительский заказ" стал применяться сравнительно недавно, и поэтому его сущность недостаточно полно раскрыта в литературных источниках. Вместе с тем его можно отождествить с понятием "заказ", которое применяется во многих работах.

При раскрытии параграфа 1.2представляется необходимым охарактеризовать состав, источники и виды информации, используемой при обосновании потребности в товарах, с точки зрения ее достоверности, реальности и объективности, полноты и сопоставимости, экономичности и доступности, своевременности и периодичности, пригодности к автоматизированной обработке и т. д.

В главе 2 должны быть охарактеризованы организация коммерческой работы по определению потребности по конкретной товарной группе, методы прогнозирования емкости рынка и его структуры. Основное внимание в этой главе должно быть уделено проведению прогнозных расчетов объемов спроса, товарных запасов с использованием различных методов прогнозирования: экстраполяции, нормативного, экспертных оценок и т. д. Необходимо учесть, что для обоснования потребности в товарах недостаточно воспользоваться прогнозами спроса, разработанными на основе экстраполяции. Правомерно рассматривать экстраполяцию не как конечный результат прогнозирования, а как отправной момент. Характеристика различных методов прогнозирования содержится в ряде литературных источников ([2], [58], [65]). Полученные результаты должны быть оформлены в аналитических и расчетных таблицах, диаграммах: линейных, плоскостных, точечных, объемных, фигурных, столбиковых и т. д.

Для полного раскрытия темы студенту нужно выполнить следующее:

· провести сбор информации, необходимой для обоснования потребности в товарах, как минимум, за последние пять лет;

· проанализировать собранную информацию с использованием средних величин темпов роста, прироста (снижения), абсолютного прироста, показателей дисперсии и корреляции;

· спрогнозировать объемы потребности торговых предприятий в конкретных группах товаров для их оптовой закупки;

· оценить и откорректировать полученные результаты.

Вглаве 3представляется необходимым дать обоснованные рекомендации по совершенствованию коммерческой работы, касающейся определения потребности в товарах (организационный, информационный и методический аспекты).

Студенту необходимо выполнить следующее:

· выявить недостатки в организации коммерческой работы по обоснованию потребности в товарах;

· определить оптимальный перечень информации, необходимой для обоснования потребности в конкретном виде товаров, по которому он проводил прогнозные расчеты;

· определить методы прогнозирования, по которым получены более достоверные результаты по анализируемой группе товаров;

· разработать мероприятия по совершенствованию работы по обоснованию потребности в товарах на предприятии. При этом каждое мероприятие должно быть рассмотрено по следующим позициям: содержание мероприятия, эффект от внедрения, затраты на внедрение, возможные трудности при внедрении, сроки исполнения, ответственные исполнители, контроль за исполнением.

Написанная дипломная (курсовая) работа по данной теме оценивается исходя из следующих критериев:

· охват теоретических источников по теме;

· полнота и объем собранной информации, необходимой для обоснования потребности в конкретном виде товара;

· обоснованность прогнозных расчетов;

· необходимость предлагаемых рекомендаций по совершенствованию работы по обоснованию потребности в товарах;

· стиль изложения материала, его наглядность и логичность.

4.4. Коммерческая деятельность по формированию
товарных ресурсов (по материалам торгового предприятия)

Введение.

1. Сущность и задачи коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов в современных условиях.

1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.

1.2. Факторы, влияющие на формирование товарных ресурсов.

2. Состояние коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.

2.1. Изучение покупательского спроса и определение потребности в товарах.

2.2. Источники формирования товарных ресурсов и поставщики товаров, их роль в товарном обеспечении.

2.3. Система хозяйственных связей по поставкам товаров и ее эффективность.

2.4. Оценка результатов коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов и эффективность их использования.

3. Основные направления совершенствования и повышения эффективности коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.

3.1. Основные составляющие коммерческого успеха предприятия.

3.2. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Во введениидолжна быть обоснована необходимость совершенствования коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов в современных условиях.

В условиях создания рыночного механизма, необходимости обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса важен комплексный подход к осуществлению коммерческой деятельности предприятий, переориентированию ее на рынок, потребителя, так как промышленные предприятия никогда не были заинтересованы в повышении степени удовлетворения спроса населения. Это было только задачей торговли.

Новые условия деятельности предприятий торговли на рынке товаров народного потребления определяются имеющими место изменениями в формировании товарных ресурсов: расширением горизонтальных связей, многоканальностью закупок товаров, формированием альтернативных структур и конкуренции.

Поскольку в сложившейся экономической ситуации невозможен быстрый переход от одного подхода к формированию ресурсов к другому, реальным является наличие наряду с элементами административных методов управления элементов свободной торговли, приобретающих приоритетное значение по мере формирования рынка потребительских товаров.

В рыночных условиях в основе деятельности предприятий, в том числе и торговых, должна лежать целевая установка достижения прибыли.

Получение определенной величины прибыли обеспечивается выполнением конкретного объема товарооборота, который возможен только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов.

Таким образом, коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов является основным инструментом достижения конечных экономических результатов.

Во введении также следует указать цель, задачи, объект исследования и информационную базу.

Глава 1дипломной работы является теоретической. В параграфе 1.1на основе изучения литературных источников следует дать понятие термина "товарные ресурсы". Если объектом исследования является предприятие системы потребительской кооперации, то необходимо определить и термин "собственные товарные ресурсы", затем раскрыть содержание коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов. При этом нужно последовательно рассмотреть ее основные элементы:

· изучение покупательского спроса и обоснование потребности в товарных ресурсах;

· выявление и изучение источников поступления товаров;

· выбор партнеров для установления хозяйственных связей;

· установление хозяйственных связей с поставщиками товаров; t.

· организация оптовых закупок товаров и их документальное оформление;

· контроль за исполнением договорных обязательств;

· оценка эффективности использования товарных ресурсов.

Все операции по формированию ресурсов можно условно разделить на предварительные, непосредственные и заключительные.

При раскрытии параграфа 1.1необходимо обратить внимание на то, что с целью увеличения объемов товарных ресурсов для внутреннего рынка и поддержания отечественных товаропроизводителей в последние годы формирование товарных ресурсов осуществляется по следующим направлениям:

· путем государственного регулирования (государственный заказ, квоты и фонды);

· на основе свободного закупа, т. е. по свободному волеизъявлению сторон.

Государственное регулирование формирования ресурсов определено по двум уровням:

· республиканский (ресурсы формируются Минторгом);

· областной (ресурсы формируются областными управлениями потребительского рынка).

Необходимость централизованного распределения отдельных видов товарных ресурсов обусловлена сложившейся экономической ситуацией в республике, характеризующейся наличием крупных предприятий-монополистов и слабой конкуренцией в сфере производства. Это одна из мер по защите рынка отечественных товаропроизводителей и потребителей в одинаковой степени.

На основе изучения закона "О поставках товаров для государственных нужд" (1995 г.) и решения Совета Министров Республики Беларусь от 13.03.97 г. № 32/50 "О внутриреспубликанском квотировании товаров" нужно раскрыть порядок формирования заказов на поставку товаров для государственных нужд, а также порядок распределения ресурсов на основе выделенных квот и фондов.

Необходимо обратить внимание на то, что формирование товарных ресурсов на основе свободной купли-продажи является наиболее прогрессивным.

При выполнении дипломной работы по материалам предприятий системы потребительской кооперации нужно отметить роль внутрисистемных источников в товарном обеспечении.

Параграф 1.2предполагает изучение влияния положительных и отрицательных факторов на деятельность по формированию товарных ресурсов конкретным предприятием.

Всю совокупность факторов можно разделить на не зависящие от торгового предприятия (внешние) и зависящие от торгового предприятия (внутренние).

К внешним факторам относят следующие: экономические, демографические, бытовая и потребительская культура населения, научно-техническое развитие, социальные, политико-правовые, природно-климатические.

К внутренним можно отнести объем и структуру деятельности предприятия, организационную структуру, кадровый потенциал, состояние материально-технической базы торгового предприятия и ее соответствие современным требованиям, финансовое состояние предприятия и др.

Освещая факторы первой группы, необходимо представить в динамике за ряд лет показатели, характеризующие состояние производства по анализируемой товарной группе и покупательную способность населения, численность и половозрастную структуру населения, уровень и соотношение розничных цен и тарифов в целом по республике и в изучаемом регионе и т.д. Для этого используются статистические сборники и материалы периодической печати.

Характеристика факторов второй группы предполагает рассмотрение внутреннего потенциала предприятий.

При этом следует представить схемы организационных структур предприятия и аппарата управления.

При оценке системы организации и управления на предприятии основное внимание должно быть уделено коммерческой службе предприятия (особенно занимающейся вопросами формирования товарных ресурсов), анализу распределения численности работников предприятия по их должностям, образовательному уровню, квалификации и наличию специальной подготовки.

При оценке состояния материально-технической базы особое внимание уделяется анализу имеющихся типов торговых предприятий (ассортиментному профилю и размерам), их технической оснащенности (наличие и виды торгово-технологического оборудования).

При освещении внутренних факторов предприятия могут быть использованы формы таблиц 40-41

Факторы, влияющие на формирование товарных ресурсов, можно группировать и по другим признакам, например по:

· каналам влияния (формирующие объем товарного предложения и ассортиментную структуру);

· характеру воздействия на результаты деятельности (объективные и субъективные);

· стабильности (постоянные и непрерывно изменяющиеся);

· степени значимости (основные и второстепенные);

· степени количественного измерения влияния на результативный показатель (поддающиеся количественной оценке и не поддающиеся количественной оценке) и т. д.

Таблица 40. Образовательный уровень работников __________на 01.01.___г.

(предприятие)

(чел)

Уровень образования Всего работников В том числе
руководителей специалистов служащих рабочих
1. Высшее, всего          
Из них работники, занимающиеся формированием ресурсов          
2. Среднее специальное, всего          
Из них специалисты, занимающиеся закупкой товаров          
3. Среднее          
4. Базовое (неполное среднее)          
5. Работники, повысившие квалификацию, всего          
Из них работники сбыта, в том числе в учебных заведениях          
6. Работники, прошедшие профподготовку          

Таблица 41. Показатели финансового состояния ___________________

(предприятие)

за _______ г.

Показатели Год Нормативные значения коэффициента
     
1. Коэффициент текущей ликвидности        
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами        
3. Коэффициент финансовой независимости (автономии)        
4. Доля собственных оборотных средств в формировании запасов и затрат, %        
5. Оборачиваемость оборотных средств        

Глава 2 носит аналитический характер и предполагает детальное изучение практики формирования товарных ресурсов на конкретном объекте исследования.

Из сущности коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов вытекает необходимость тщательного и всестороннего изучения спроса как основы для принятия коммерческих решений о закупке товаров нужного объема и требуемого ассортимента.

При изложении параграфа 2.1следует:

· показать взаимодействие между коммерческими подразделениями предприятия в области исследования конъюнктуры и спроса;

· оценить используемые методы изучения и прогнозирования спроса, которые можно объединить в две группы: методы оперативного учета спроса, применяемые непосредственно на торговых предприятиях, результаты которых не подвергаются статистической сводке, и статистические методы изучения спроса, организуемые как систематическое наблюдение;

· определить информационную базу для обоснования потребности в товарных ресурсах на микроуровне;

· используя методы (один из методов) прогнозирования, рассчитать потребность в товарах (или конкретной группе товаров).

Расчет потребности предприятия в товарных ресурсах на прогнозируемый период осуществляется по формуле

где П — потребность предприятия в товарных ресурсах;
Опр — прогнозируемый объем продажи товаров;
Зн— запасы на начало прогнозируемого периода;
Зк — ожидаемые запасы (норматив) на конец прогнозируемого периода);
Вп — ресурсы товаров, необходимые для восполнения прогнозируемых потерь (естественная убыль, уценка и др.).

Для товарных ресурсов и их структуры важное значение имеют источники их формирования (параграф 2.2). Необходимо вначале изучить возможные источники поступления товаров, а затем провести анализ конкретных поставщиков, используя различные группировочные признаки. При этом можно использовать формы таблиц 42-49.

Таблица 42. Источники формирования товарных ресурсов ______________________ за ________ гг.

(предприятие)

Товарные ресурсы Ед. измер. Год ___ г. в % к ___ г.
     
объем уд. вес, % объем уд. вес, % объем уд. вес, %
1. Централизованно распределяемые (квоты, фонды)                
2. Свободно закупаемые                
Итого          

Таблица 43. Структура источников формирования товарных ресурсов
по отдельным товарным группам
на ____________________ за ________ гг.

(предприятие)

Наименование Ед. измер. Поступление, всего В том числе
централизованные источники децентрализованные источники
объем уд.вес, % объем уд.вес, %
             

Таблица 44. Структура поступления товаров из различных источников
на ____________________ зa ____ гг.

(предприятие)

Источники поступления Ед. измер. Год ___ г. в % к ___ г.
     
объем уд. вес, % объем уд. вес, % объем уд. вес, %
1. Государственные предприятия-изготовители                
2. Негосударственные предприятия-изготовители, всего                
В том числе предприятия кооперативной промышленности                
3. Оптовые посредники, всего                
В том числе:                
государственной торговли                
кооперативной торговли                
4. Прочие                
Итого                

Таблица 45. Собственные источники формирования товарных ресурсов
____________________ за ________ гг.

(предприятие)

Предприятия Год ___ г. в % к ___ г.
     
объем уд. вес, % объем уд. вес, % объем уд. вес, %
1. Комбинат кооперативной промышленности             ч
2. Коопзаготпром              
3. Объединение предприятий общественного питания              
4. Прочие              
Итого собственных товарных ресурсов        

Таблица 46. Группировка поставщиков товаров по территориальному
признаку ______________________ за _______ гг.

(предприятие)

Поставщики Ед. измер. Год ___ г. в % к ___ г.
     
объем уд. вес, % объем уд. вес, % объем уд. вес, %
1. Местные                
2. Областные                
3. Республиканские                
4. Зарубежные                
страны ближнего зарубежья                
страны дальнего зарубежья                
Итого                

Таблица 47. География поставщиков товаров___________________

(предприятие)

по областям за ______________ гг.

Области Ед. измер. Год ___ г. в % к ___ г.
     
объем уд. вес, % объем уд. вес, % объем уд. вес, %
1. Брестская                
2. Витебская                
3. Гомельская                
4. Гродненская                
5. Минская                
6. Могилевская                
Итого              

Таблица 48. Структура поставщиков _________________ по принадлежности

(предприятие)

к системе за ________ гг.

Поставщики по принадлежности к системе Ед. измер. Год
     
объем уд вес % объем уд вес % объем уд вес %
1. Внутрисистемные              
2. Внесистемные              
Итого              

Таблица 49. Структура поставщиков_______________по форме собственности

(предприятие)

Форма собственности поставщиков Ед. измер. Год
     
объем уд вес, % объем уд вес, % объем уд вес, %
1. Государственная              
2. Частная              
Итого              

В процессе формирования товарных ресурсов субъекты хозяйствования вступают в экономические взаимоотношения, т.е. устанавливают хозяйственные связи.

Впараграфе 2.3 необходимо охарактеризовать виды и структуру хозяйственных связей, порядок согласования условий договоров поставки и спецификаций, так как только в них указываются количество и развернутый ассортимент товаров, что является важным условием в формировании торгового ассортимента.

Следует показать, с использованием каких форм оптовых закупок формируются товарные ресурсы (таблицы 50-51).

Таблица 50. Структура формирования товарных ресурсов по видам
хозяйственных связей ____________________ за ______ гг.

(предприятие)

Виды хозяйственных связей Год
     
объем уд вес, % объем уд вес, % объем уд вес, %
1. Объем поступления товаров, всего, тыс р.            
В том числе:            
по прямым связям, тыс р.            
по опосредованным связям, тыс р.            

Таблица 51. Формы и объемы оптовых закупок товаров
на ___________________ за ____ гг.

(предприятие)

Формы оптовых закупок Ед. измер Год
     
объем уд. вес, % объем уд. вес, % объем уд. вес, %
1. На ярмарках:              
по государственному заказу (квотам)              
по свободному закупу              
2. Вне ярмарок:              
по государственному заказу (квотам)              
по свободному закупу              
3. По бартеру              
4. На товарных биржах              
5. На аукционах              
Итого              

Основным показателем, оценивающим результативность деятельности торгового предприятия, является объем товарооборота (параграф 2.4).

Объем розничного товарооборота торговли предприятия зависит о г его товарного обеспечения, т. е. объемов товарных ресурсов. Поэтому оценку следует начать с анализа товарного баланса в целом по предприятию и по отдельным товарным группам и расчета показателей эффективности использования товарных ресурсов (табл. 52).

Таблица 52. Расчет и оценка эффективности использования
товарных ресурсов по ___________________ за _______ гг.

(предприятие)

Показатели Ед. измер. Год Отклонение (+, ) ___ г. в % к ___ г.
   
1. Розничный товарооборот          
2. Объем товарных ресурсов          
3. Прочее выбытие товаров          
4. Товарооборот на 1 рубль товарных ресурсов (стр. 1 : стр. 2)          
5. Товарные ресурсы на 1 рубль товарооборота (стр. 2 : стр. 1)          
6. Доля прочего выбытия в объеме товарных ресурсов (стр. 3 : стр. 2 х 100)          

Правильное определение потребности в товарах, оптимальный выбор партнеров и рациональная договорная работа с ними, структура поступления товарных ресурсов оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия. Поэтому необходимо проанализировать розничный товарооборот и структуру товарных запасов, товарооборачиваемость как оценочный показатель коммерческой деятельности, валовые доходы, издержки обращения, прибыль от реализации, структуру издержек обращения, непосредственно связанных с формированием товарных ресурсов (транспортные расходы, проценты за пользование кредитом, расходы на хранение, оплату товаров, потери товаров и др.).

При написании параграфа 3.1в процессе анализа факторов, влияющих на формирование товарных ресурсов и в целом на работу предприятия, нужно выделить те, которые оказали положительное влияние и обеспечили определенный коммерческий успех, т. е. обобщить и систематизировать информацию, проанализированную в главах 1 и 2.

При изложении параграфа 3.2, оценив уровень организации коммерческой работы по формированию товарных ресурсов, следует перечислить мероприятия по ее совершенствованию.

В заключениинужно сформулировать краткие выводы по каждому вопросу и предложить экономически обоснованные пути повышения эффективности использования товарных ресурсов с учетом передового опыта.

4.5. Коммерческая деятельность по управлению
товарными ресурсами (по материалам кооперативных
торговых предприятий, организаций)

Введение.

1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по управлению товарными ресурсами.

1.1. Содержание коммерческой работы по управлению товарными ресурсами.

1.2. Сущность и основные требования, предъявляемые к организации коммерческой деятельности на рынке товаров народного потребления.

2. Организация коммерческой работы по управлению товарными ресурсами на торговом предприятии.

2.1. Краткая экономико-организационная характеристика торгового предприятия и района его деятельности.

2.2. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров.

2.3. Анализ существующих путей товародвижения на торговом предприятии.

2.4. Организация контроля за устойчивостью ассортимента товаров на розничных торговых предприятиях.

3. Совершенствование коммерческой деятельности по управлению товарными ресурсами.

3.1. Пути совершенствования товароснабжения розничной торговой сети торгового предприятия.

3.2. Рекомендации по увеличению объемов продажи товаров и нормализации товарных запасов на торговом предприятии.

3.3. Основные направления повышения эффективности коммерческой деятельности по управлению товарными ресурсами на торговом предприятии.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Управление товарными ресурсами представляет собой планомерно организованный процесс, направленный на достижение соответствия между планами товарооборота и поступления товаров, сбалансированного развития спроса населения и предложения товаров. Коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами включает комплекс плановых, экономических, организационных и технических мероприятий, важнейшими из которых являются следующие: изучение спроса обслуживаемого населения, разработка и представление заявок (потребительских заказов) на товары, совершенствование договорных связей, рационализация путей движения товаров, оптимальное размещение и контроль за состоянием товарных запасов, организация контроля за устойчивостью ассортимента товаров в розничной торговой сети, совершенствование централизованной доставки товаров. Все эти мероприятия способствуют повышению эффективности торговой деятельности, улучшению культуры обслуживания населения, росту товарооборота и ускорению оборачиваемости товаров.

В главе 1раскрываются основные теоретические положения. Необходимо учитывать тот факт, что существует достаточно много разработок, направленных на совершенствование коммерческой деятельности по управлению товарными ресурсами. Студенту следует:

· самостоятельно найти и изучить литературу по проблемам организации коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий;

· оценить основные понятия и положения, а также определить факторы, влияющие на процесс организации товароснабжения розничной торговой сети.

При раскрытии теоретического вопроса студенту необходимо пользоваться не только основной литературой по данной теме, но и информацией из периодической печати (газет, журналов и т. д.).