Мировая торговля
- Понятие мировой торговли. Объекты, субъекты
- Сущность и особенность мирового рынка
- Теории международной торговли и их эволюцию
- Товарная и географическая структура мировой торговли. Тенденция развития мировой торговли
Мировая торговля – сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой сов-ть внешней торговли всех стран мира.
Объекты мировой торговли: товары (сырье, продовольствие, потребительские товары,
М и О), услуги (туризм, реклама).
2 формы международной торговли: международная торговля товарами; международная торговля услугами. Товары и услуги бывают торгуемыми (участвуют в международном обмене) и неторгуемыми. Международную торговлю характеризуют с помощью мирового товарооборота (сумма экспорта всех стран мира), товарной стр-ры, географической стр-ры.
Основные факторы развития международной торговли: МРТ, специализация стран; развитие товарного производства и рыночной эк-ки; НТР.
Субъекты мировой торговли: нац.эк-ки стран мира; МНК и ТНК; региональные интеграционные группировки. В процессе международной торговли возникают 2 направления товарных поток: экспорт и импорт.
Место международной торговли в международных эк-их отношениях. Через международную торговлю:
- Реализуются результаты всех форм хозяйственных связей
- Развитие торговли товарами определяют динамику международного обмена услугами
- Развитие торговли выступает предпосылкой международной интеграции
- Международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ
Международная торговля связывает нац.эк-ки в единую систему мирового рынка. Мировой рынок – сфера устойчивых, товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и других факторах производства.
Основные черты мирового рынка:
- Мировой рынок явл. категорией товарного производства вышедшего в поисках сбыта совей продукции за нац.рамки
- Мировой рынок проявляется в межгос-ом перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения
- Мировой рынок оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно.
- На мировом рынке действуют мировые цены, а расчеты осуществляются в свободно конвертируемой валюте и в международных счетных единицах
- Мировой рынок выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена неконкурентоспособные товары
- На мировом рынке действует жесткая конкурентная борьба
Первые попытки определить смысл внешней торговли были сделаны в учении меркантилистов. Они считали, что при товарно-обменной сделке выигрывают только экспортеры. Иного взгляда придерживались Адам Смит и Дэвид Рекард.
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита.Страны экспортируют те товары, производство к-ых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство к-ых в других странах требует меньших издержек (абсолютное преимущество других стран)