Мировая торговля

  1. Понятие мировой торговли. Объекты, субъекты
  2. Сущность и особенность мирового рынка
  3. Теории международной торговли и их эволюцию
  4. Товарная и географическая структура мировой торговли. Тенденция развития мировой торговли

Мировая торговля – сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой сов-ть внешней торговли всех стран мира.

Объекты мировой торговли: товары (сырье, продовольствие, потребительские товары,

М и О), услуги (туризм, реклама).

2 формы международной торговли: международная торговля товарами; международная торговля услугами. Товары и услуги бывают торгуемыми (участвуют в международном обмене) и неторгуемыми. Международную торговлю характеризуют с помощью мирового товарооборота (сумма экспорта всех стран мира), товарной стр-ры, географической стр-ры.

Основные факторы развития международной торговли: МРТ, специализация стран; развитие товарного производства и рыночной эк-ки; НТР.

Субъекты мировой торговли: нац.эк-ки стран мира; МНК и ТНК; региональные интеграционные группировки. В процессе международной торговли возникают 2 направления товарных поток: экспорт и импорт.

Место международной торговли в международных эк-их отношениях. Через международную торговлю:

  1. Реализуются результаты всех форм хозяйственных связей
  2. Развитие торговли товарами определяют динамику международного обмена услугами
  3. Развитие торговли выступает предпосылкой международной интеграции
  4. Международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ

Международная торговля связывает нац.эк-ки в единую систему мирового рынка. Мировой рынок – сфера устойчивых, товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и других факторах производства.

Основные черты мирового рынка:

  1. Мировой рынок явл. категорией товарного производства вышедшего в поисках сбыта совей продукции за нац.рамки
  2. Мировой рынок проявляется в межгос-ом перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения
  3. Мировой рынок оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно.
  4. На мировом рынке действуют мировые цены, а расчеты осуществляются в свободно конвертируемой валюте и в международных счетных единицах
  5. Мировой рынок выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена неконкурентоспособные товары
  6. На мировом рынке действует жесткая конкурентная борьба

 

Первые попытки определить смысл внешней торговли были сделаны в учении меркантилистов. Они считали, что при товарно-обменной сделке выигрывают только экспортеры. Иного взгляда придерживались Адам Смит и Дэвид Рекард.

 

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита.Страны экспортируют те товары, производство к-ых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство к-ых в других странах требует меньших издержек (абсолютное преимущество других стран)