Вопрос 12. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.

содержание и формы:

Представления об упорядоченности бытия складывались еще в древних философских учениях. Понятием, с помощью которого в античных философских учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих , служило также понятие формы. Аристотель антиподом формы считал материю, а Гегель считал содержание. Форма, начиная с Аристотеля , понималась как организующий фактор(Оформленность противопоставлялась бесформию). Короче Арист. сравнивал всю эту форму – упорядоченность с работай гончара(который тоже придает форму глине).

Г. связывал с понятием формы определенность предмета. Категория формы и содержания предназначались у Г. для постижения многообразия бытия. Он обосновал неразрывную диал. связь между содержанием и формой. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. С и Ф понятия диалектические. В человеческой деятельности понятие формы связано с понятием правил (ГОСТы). В качестве упорядочивающешл фактора Форма более консерватива нежели содержание.

 

целое и часть:

Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнатть, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые(кр. «ТЕЗЕЯ»). В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос :«в чем заключается секрет целостности».

На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные коплексы, во во взаимовлиянии частей. Таким образом был открыт и сформулирован принцип целостности. Со временем удалось понять и то что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности.(связям строения, функционирования, развития соответствуют структурный, функциональный и генетический типы целостности.(тесно связаны между собой) ). Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением

 

элемент, структура, система:

В науке идеи системности заявили о себе в середине 19 века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс в «Капитале» представлял общество как «социальный организм» со своей структурой (ОЭФ). Маркс вопреки установившемуся правилу исследования «от частей к общему» ставил иное правило «Нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом». Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению людей , а как к упорядоченной , организованной системе.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.

Элемент понятие относительное. В любом элементе можно найти следующую систему но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Например, человек является элементом общества, но он и сам является системой клеток.

Структура – относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого.

Стр. отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность.

 

Вопрос 13. Закон Отрицания отрицания… особенности его проявления в природе, обществе и познании.

Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: сущесует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какаибо направленность в бесконечном числе изменении мира?

На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая Сущесенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, нтоящим и будущим, между этапами развития предмета.

Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания".

Термин "отрицание'' употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле - уничтожениеЛюбая вещь, явление рано или поздуо подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и мета4зизиков расходятся^ Диалектика считает, что основным содержанием отрицания явлтся два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, оившего или не отвечающего новым условиям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут однременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отра- ' жения.

Сохранение старого в новом в "снятом", т.е. преобразованном, виде важается через категорию "преемственность" (преемственность в развитии нчных теорий, например).

В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" - "или". Этим страдала теория Пролеульта, некоторые теории исторического круговорота.

В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, -и реесс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.

Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действителости развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой цую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию стое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново прохит основные вехи истории животного мира.

Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом пословательной смены диалектических отрицаний является поступательное развие, т.е.. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими - не слайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.

Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессиого развития. Она отличается от наложения друг иа друга кругов тем, что сдиняет в себе движение по кругу с движением поступательным.

Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развия происходит каы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует отметать один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при прращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно. Следовательно, цочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в переходе к более высокой основе, возвращение назад, повторение пройденного, но на ной ступени, т.е. как бы по спирали.