Г. Спенсер и его органическая теория общества.

Позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903). Спенсер был широкообразованным учёным, одним из выдающихся умов своего времени. Создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и др.

Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов.

Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнородному (дифференциация); от неопределённого к определённому (возрастание порядка).

Можно сказать, что многие суждения и взгляды Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснование путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, а также решения многих проблем более частного характера.

8. Программа и план в социологическом исследовании.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является документом, содержащим методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.

Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально-исторического развития общества (общностей, групп и т.д.) противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы. Подготовка социологического исследования непосредственно начинается с разработки программы состоящей из 2 разделов: - методологический раздел : формулировка и обоснование социальной проблемы; определение объекта и предмета социологического исследования, определение задач и формулировка гипотез. - методический раздел: предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной информации, логическую схему обработки данных на ЭВМ.

В план закладываются основные процедурные мероприятия: 1 раздел: предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы соц исследования. 2. включает все организационные и методические виды работ, т. е отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. 3. посвящен планированию операций, связанных с подготовкой собранной информации задействовать для обработки на ЭВМ. 4. это виды работ связанные с анализом результатов обработки.