Задание 12. «Бегство от свободы»

 

Цель. Продемонстрировать группе силу первичных связей (первичных уз) при желании индивида освободиться от них, ориентировать участников тренинга на поиск смысла свободы. Упражнение желательно проводить после того, как студенты прочитали книгу Э. Фромма «Бегство от свободы».

Необходимый материал. Двадцать пять метров узкой резиновой ленты шириной 0,5 см.

Ход проведения. 1. Из группы вызывается один человек, желающий быть основным участником в предстоящих действиях. К его ногам привязывается конец резинки (материализованная форма первичных уз). Он составляет ряд зависимостей, распределяет роли среди участников групповой работы и привязывает их к себе с помощью резинки. Затем ему предлагают начать движение от выбранных им персонажей с целью освобождения от зависимостей. Он двигается до тех пор, пока резинка не становится максимально натянутой, а когда не может идти дальше, останавливается, психолог обращается к нему с вопросом: «Вы ушли от них достаточно далеко. Теперь вы достигли того, к чему стремились. Вы свободны. Что вы чувствуете? Что вы хотите сделать сейчас?»

Следует отметить, что натянутая резинка создает физическое ощущение невозможности идти дальше, у человека возникает желание снять напряжение. Это физическое ощущение необходимости вернуться обратно, которое так явно воспринимается на уровне тела, по‑видимому, аналогично психологическому желанию вернуться к своим прежним зависимостям.

На этом этапе упражнения велика вероятность того, что субъект выразит желание вернуться обратно. Так, на одном занятии спецкурса «Психология свободы» студенту, который выполнял основное задание, в момент, когда он максимально отдалился «от…», был задан вопрос: «Хотите развязать резинки на ногах – окончательно освободиться?» Отрицательный ответ последовал незамедлительно. На вопрос: «Что вы хотите сделать сейчас?» – он ответил: «Хочу вернуться назад». Таким образом, на основе телесно‑ориентированной техники можно проиллюстрировать идею бегства от свободы (Э. Фромм) человеком, который раньше стремился к ней.

2. Психолог просит основного участника и выбранных им персонажей не вербально показать основные механизмы бегства от свободы по Э. Фромму – «авторитаризм», «разрушительность» и «автоматизирующий конформизм».

 

Авторитаризм. Студент встает на стул, отвязывает резинки от своих ног, берет их концы в руки и начинает «руководить» – управлять другими как марионетками.

 

Разрушительность (садомазохизм). Основной участник многократно натягивает и отпускает резиновую ленту. Это же проделывают с ним и другие участники группы, с которыми он связан. Ритм натяжения‑ослабления резиновой ленты периодически сбивается.

Автоматизирующий конформизм. Субъект пассивно идет на поводу других.

 

3. Психолог останавливает действия и обращается к нему с вопросом: «Хотите ли вы предпринять новую попытку освобождения от зависимостей?» C этого момента начинается работа по определению содержания и смысла позитивной свободы.

Э. Фромм предполагал, что свобода воспринимается как тяжелое, невыносимое бремя, когда человек чувствует себя беспомощным и одиноким, не готов к свободе, не определил ее значения для позитивных целей: творческого труда, любви, путешествий. Человек, который поставил цель добиться свободы «от…» и не определил позитивное значение свободы, желает вернуться в позицию прежних привычных связей. Если он осознает смысл свободы, то центростремительная сила утрачивает свой доминирующий характер; ведущими оказываются связи, дающие возможность беспрепятственно размышлять и думать, соединяющие субъекта с общечеловеческими ценностями, целями творчества, всем тем, что выходит за рамки его витальных потребностей и меркантильных интересов. Тяготение к прежним зависимостям перестает быть доминирующим в решении жизненных задач. Если продолжать упражнение с участниками группы, связанными резиновой лентой, то было бы логично соединить другой резиновой лентой нашего основного участника с тем, что позволяет ему прорываться за границы своего обыденного «Я», выводит его на духовную вертикаль жизнедеятельности, на творчество. Далее проводится дискуссия по вопросу «для чего человеку нужна свобода?». Теперь можно обойтись без использования резиновой ленты. Например, рассказать студентам (показать им репродукции картин), что в рисунках Чюрлениса связь с духовным выражается символически в виде светового луча, который поднимается от головы человека высоко в небо. Интерес вызывает обсуждение вопроса о том, что в нашей жизни связь с духовными ценностями может стать настолько сильной, что человек перестает чувствовать бремя первичных связей, которые уже не воспринимаются им как препятствия на пути самореализации.

Вопросы задаются в ходе проведения задания.

 

Задание 13. «Должен. Хочу. Могу» (модифицированный вариант гештальттехники из тренинга Д. Н. Хломова)

 

Цель. Осознание барьеров (границ) в соотношениях «Я должен» – «Я хочу» – «Я могу».

Необходимый материал. На каждого участника – три листа бумаги, ручка.

Ход проведения. 1. Ведущий предлагает студентам написать 10–15 предложений, которые каждый раз начинаются со слов «Я должен…», и дальше указать, что именно должен сделать.

2. Работа в парах: каждый в диаде зачитывает свои предложения партнеру с ударением на слове «должен»; потом, при желании, сообщает группе что он при этом чувствовал.

3. Ведущий предлагает написать эти же предложения, но заменить слово «должен» на «хочу», затем прочитать их партнеру с ударением на слове «хочу» и сообщить о своих чувствах. Если при проговаривании каких‑либо предложений возникло сопротивление, несогласие, то под чертой списка предложений отмечаются их номера.

4. Ведущий предлагает переписать предложения, заменив «хочу» на слово «могу». Партнеры читают их друг другу, делая ударение на слове «могу»; желающие рассказывают группе о своих чувствах; номера предложений, вызвавших сопротивление, отмечаются под чертой.