Вопросы.

1. Что мы изучали? Какие феномены вы наблюдали в ходе проведения этой техники?

2. Обнаруживал ли себя феномен свободы? На каком нейрологическом уровне вы заметили его проявление?

3. Что послужило причиной изменения в сознании испытуемого?

4. Для чего в технике используется нисходящий путь?

5. При каких обстоятельствах, как часто человек выходит за пределы ситуативного «Я» и становится трансцендентным «Я»?

 

Задание 11. «Статуя Свободы»

 

Цель. Групповая работа с символикой свободы, погружение участников группы в проблему свободы.

Необходимый материал. Стул, стол, другие материалы, которые находятся в учебной аудитории и по желанию могут быть использованы для выполнения задания, видеокамера.

Ход выполнения. Каждому предлагается представить себя в образе известной американской статуи Свободы. Группа выбирает одного из участников и в течение 5 минут «лепит» из него статую Свободы. После того как «статуя» готова, любой может высказать свое мнение. Обсуждаются вопросы о том, где ее можно поставить, что в ней удалось и что не получилось. Затем участники группы задают «статуе Свободы» следующие вопросы.

1. Где (в какой части тела) вы испытываете напряжение?

2. Вам комфортно или дискомфортно?

3. Какие мысли вас сейчас посещают?

4. Что бы вы от имени статуи Свободы сказали присутствующим здесь?

Она отвечает (если захочет). Этот диалог глубже погружает участников группы в проблему свободы: обнаруживаются темы комфорта – дискомфорта, власти, широты кругозора «статуи», степени принятия ею тех, кто внизу (вопрос о гении и толпе), проблема адекватного выражения и воплощения состояния свободы «здесь и теперь», а также в длительном потоке времени и другие. Упражнение по построению статуи Свободы при необходимости психотерапевтической работы может получить развертку в психодраме. Кроме того, участникам группы можно предложить вспомнить другие символы свободы (факел Прометея, Орфей, птица, красный колпак якобинца и т. п.).

Вопросы к группе.

1. Какие чувства вы сейчас испытываете?

2. В принципе, можно ли объективировать внутреннюю свободу, выразить ее во внешней – символической форме?

3. Почему именно во Франции впервые была поставлена статуя Свободы?

4. Если бы у вас была возможность, то что бы вы изменили в статуе Свободы?

5. С какими ценностями в вашем представлении связана свобода?