Вопросы.

1. Выразите ваше отношение к высказыванию о том, что свобода и ответственность – две стороны одной медали.

2. Что вы понимаете под внутренней свободой?

3. Свободен ли человек в обществе?

4. Как, по вашему мнению, соотносятся друг с другом внешняя и внутренняя свобода?

5. Чем отличается свобода от вседозволенности?

6. Раскройте ваше отношение к высказыванию Р. Мэя: «Свобода – мать всех ценностей».

 

Задание 2. Телесно‑ориентированная техника «Скульптуры свободы и ответственности»[3]

 

Цель. Объективировать собственные представления о свободе и ответственности с помощью тела и движений, выйти в рефлексивную позицию – осознать, насколько паттерны (способы выражения) свободы и ответственности являются индивидуальными, универсальными или чужими. Этому осознанию способствует группа, которая «зеркалит» (повторяет) движения каждого участника, а также необходимость «примеривать» на себя фигуры – символы свободы – ответственности других участников. Свои скульптуры свободы и ответственности каждый может зарисовать в конце выполнения задания в ходе групповой работы (или в домашних условиях).

Необходимый материал. Белые листы бумаги, краски, кисточки, вода, цветные карандаши.

Ход выполнения. Все участники группы становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга; психолог предлагает выполнить следующие действия.

1. Почувствуйте себя свободным человеком. Подобно скульптору «слепите» свое тело так, чтобы оно выражало ваше личное состояние свободы – символ свободы для вас, продумайте, как эта фигура двигается. Теперь каждый по очереди покажет группе свой вариант фигуры свободы, а остальные в это время внимательно смотрят и после того как ее движение закончится, стараются его повторить. Группа продолжает «зеркалить» до тех пор, пока все не продемонстрируют свои варианты свободы.

2. После небольшой паузы группе задается вопрос: «Существует ли вариант скульптуры, противоположный по содержанию скульптуре свободы?» Каждому дается задание показать свой вариант скульптуры ответственности: «Почувствуйте себя ответственным человеком, обратите внимание, что происходит с вашим телом, и слепите из себя фигуру ответственного человека. Покажите ваш вариант». Другие участники группы «примеривают» на себя и повторяют эти движения.

3. Обсуждение. Желающие поделиться своими впечатлениями говорят о том, легко ли им было находиться в состоянии (символах) свободы и ответственности и какое было комфортнее. Какие чувства, ощущения, мысли они отфиксировали в ходе этого упражнения. Легко ли было «примерить» на себя фигуру другого человека – понять, насколько она согласуется с собственным представлением или, наоборот, воспринимается как чужая. Можно попытаться соотнести собственное вербальное представление о свободе с телесным, найти сходство и различие.

Исходными пунктами для дискуссии выступают следующие вопросы .

1. С какой целью мы проводили это задание?

2. В каком соотношении находятся категории «свобода» и «ответственность» (исключают или дополняют друг друга)?

3. В каком из этих состояний вы чаще находитесь?

4. Насколько наше внешнее – например, телесное выражение (проявление) свободы соответствует ее внутренней сущности?

5. Всегда ли внутренняя свобода предполагает объективацию?

6. Можно ли самостоятельно управлять своими состояниями свободы – несвободы?