Законодательство Руси IX-XIII вв. Короткая, Подробная и Сокращенная «Русская правда», этапы ее изучения.

Изначально у славян было обычное право. Его мы не можем восстановить, т.к. нет источников. Но, по мнению И.А. Юхо, оно было схоже с правом балтов, которое реконструируется на основе источников XII-XIV вв., н-р «Хроники Ливонии».

У славян древнейший известный закон – это Закон Русский, который возник в X веке. Он возник во время торговли русских купцов в Византии, когда требовалось урегулировать различные конфликты. Тогда элементы этого закона попали в договора Руси и Византии. М.Б. Свердлов выделил позиции Закона Русского из договоров и показал, что система наказаний была компенсаторной, т.е. базировалась на штрафах. Закон Русский, по мнению М.Б. Свердлова был устным, а записаны были лишь те фрагменты, что имели отношение к письменному праву Византии. Затем Закон Русский получил свое развитие в Русской Правде, когда он был оформлен в письменном виде. Закон Русский, безусловно, относится к обычному праву, являясь попыткой его кодификации.

С принятием христианства на Русь пришло каноническое право. Оно базируется на Библии, решениях поместных соборов, а также сочинениях известных богословов. Церковное право было чуждым народу Руси, его принятие привело к отмиранию целого ряда обычаев.

Складывание государственного светского права начинается в XI веке и связано с деятельностью Ярослава Мудрого, при котором начал складываться свод законов, носящий название "Русская Правда".В "Правде" зафиксирован переход к феодализму. Складываться она начала в 1016 г., когда Ярослав впервые издает какой-то первый вариант "Русской правды" для урегулирования возникшего конфликта между русскими и варягами. Ярослав тогда издал первые 18 статей "Русской правды".

Затем есть два мнения. Часть исследователей (Зимин) считает, что Ярослав в 1036 г. усовершенствовал эти статьи до того вида, в котором они существуют сейчас – Краткая редакция в 43 статьи.Более признана точка зрения, что в 1072 году Изяслав, Святослав и Всеволод (сыновья Ярослава) в Вышгороде собрались и решили дополнить "Русскую правду", приняв статьи с 19 по 43 – т.н. "Правда Ярославичей". Зимин же считает, что они лишь изменили одну статью, посвященную кровной мести.

Сложившаяся к 70-м гг. XI века "краткая" редакция "Русской правды" дошла до нас в двух списках, что показывает ее не слишком высокую распространенность. Также существует в ней двойственная терминология – новгородская и киевская, что подтверждает то, что складывалась она в двух местах. В 1113 г. происходит восстание в Киеве, связанное с ростовщичеством князя Святополка и его приближенных, которое разорило многих людей. После смерти Святополка Киев восстал и призвал на княжение Владимира Мономаха, который дает пространную (подробную) редакцию "Русской правды", где к переработанным статьям Ярослава и Ярославичей добавляет свою часть – Устав Мономаха, которые содержит обширные статьи по различным областям права. Пространная "Русская правда" содержит 144 статьи, действовала до XV века и оказала большое влияние на право ВКЛ и Московии и дошла до нас во многих списках. Существует еще "сокращенная" правда, которая представляет собой сокращенный вариант права Мономаха. Тихомиров считает эту версию "Правды" одним из вариантов "краткой" правды.

 

6. Источники права ВКЛ. Виды ЗИ XIV-XVIIIвв. Привилеи, их классификация.

На первом этапе существования ВКЛ не существовало общего кодекса для всех его земель: он не был выработан, а в русских землях действовали различные редакции "Русской правды". В каждой из земель ВКЛ была своя система права: балтская или славянская.

Мощная рецепция католического канонического права происходит после 1385 г. Источники по каноническому праву католической церкви были на латинском языке и опирались на традиционном римском праве. Если до 1385-87 гг. был период господства обычного права и "Русской правды", то теперь мы наблюдаем приход светского права из Польши.

С 1385 по 1529 гг. основными законодательными источниками являются великокняжеские привилеи. Особенность этого вида законов в том, что они наделяют особыми правами некую выделенную социальную, этническую или иную группу. Существует две основных классификации привилеев. Есть две их основные классификации.

Классификация Ясинского (1889):

1. Жалованные – даруют некое имущество

2. Льготные – даруют некое право

3. Охранные – подтверждают данное ранее

Классификация Юхо (базовая для нас, 1991):

1. Общеземские

2. Областные

3. Городам на магд. право

4. Этно-религиозным группым

5. Церкви

В основу классификации Юхо положен принцип того, кому выдавался привилей.

Евреи и татары имели свои системы права, которые действовали внутри этих групп. Еврейское базировалось на Торе, Талмуде и Мишне. Татарское на адате и шариате.

С издания Судебника Казимира идет процесс кодификации права. Здесь важнее всего Статуты 1529,66,88. При этом они не являются кодексами в классическом понимании этого слова т.к. кодексом называется законодательный акт, в котором находятся нормы права, относящиеся к какой-либо его ветви. В Статуте же размещены нормы различных ветвей права. В период РП возникают два новых важных ЗИ: королевские листы (аналог привилеев) и сеймовые конституции (писанные решения сеймов). Финалом здесь выступает Конституция 3 мая 1791 г. – вершина эволюции этой законодательной системы.