Понятие Всеобщего управления качеством

 

В отношении определения TQM нет согласованного мнения. Однако наиболее распространенное определение, приводимое в международном стандарте ИСО 8402-94, звучит следующим образом: «TQM — подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества». Кроме того, TQM трактуют как критерии различных премий по качеству.

TQM — это комплексный метод постепенного и систематического улучшения всех аспектов деятельности организации, предполагающий напряженную работу, дисциплину, интенсивное обучение и последовательное использование определенных инструментов и ресурсов.

«Total quality management — это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты».

Общее управление качеством (TQM) — это процесс преобразования организации, нацеленный на качество и основанный на идее непрерывного улучшения всего, что мы делаем. Кроме того, это совокупность основных принципов по постоянному совершенствованию организации. TQM означает постоянное повышение эффективности на всех уровнях и во всех сферах деятельности путем создания условий для непрерывного улучшения на основе командной работы, укрепления доверия и последовательного, систематического изучения рабочего процесса, применения количественных методов анализа и других аналитических методик, а также накопления знаний и опыта в области усовершенствования процессов.

«TQM — менеджмент качества, полностью охватывающий организацию».

Общее управление качеством — это научный метод, включающий в себя определение проблемы, наблюдение за ней, выявление ее коренных причин, принятие мер, проверку эффективности этих мер, стандартизацию решений, а также оценку процесса.

Остановимся на смысле слова «total» — тотальный, всеобщий, всеобъемлющий.

Первый смысл слова «total» — вовлеченность высшего руководства в менеджмент качества.

Прежде всего, нужно отметить, что слово «тотальный, всеобщий» подчеркивало отход от функционального принципа менеджмента качества, в рамках которого качество считалось одной из функций управления и закреплялось за определенным отделом.

«Такое разделение имело несколько главных следствий:

• спад авторитета мастерства;

• огромный рост производительности;

• размывание ответственности за управление качеством между все большим количеством структурных единиц;

• дальнейшее дистанцирование высшего руководства от работ по управлению качеством...»

Конечно, прибыль более всего волнует высших руководителей компании.

Цель любой компании — зарабатывать деньги. Но что важнее денег? Важнее денег — это источник денег — потребители. Что изменил TQM? Поскольку главная цель фирмы — долговременное существование на рынке (долгосрочная прибыль), компания должна ориентироваться на того, кто финансирует ее деятельность, т. е. на потребителя, а следовательно, на качество продукции. Когда качество становится целью номер один, эта функция переходит к генеральному директору (президенту) компании. Но здесь возникает другая проблема: качество — сложная категория, которая определяется многими параметрами, и требуется специальная техника управления, чтобы качество начало «работать», основываясь на системном подходе.

Во главе системы качества должен быть первый человек компании. От генерального директора, президента компании функция качества распространилась сначала на все руководство, а затем и на всех работников. Таким образом, начался процесс тотальной вовлеченности всего персонала компании в менеджмент качества.

Второй смысл слова «total» — ориентация на процессы.

Качество перестало ассоциироваться только с качеством продукции. Все, что мы делаем, можно обозначить одним словом — «процессы». Качество охватило и это понятие. Любая работа — это процесс, в том числе и создание продукции, — анализ потребностей, замысел, проектирование, изготовление и т. д. Управлять процессами нужно, основываясь на принципах качества.

Третий смысл «тотальности» — концентрация внимания на потребителях.

Разговоры о качестве оказывались бессмысленными, если в них не учитывались мнения потребителей. Долгое время под качеством понимали продукцию, соответствующую установленным требованиям. Эти требования обычно не отражали явных и тем более скрытых (латентных) потребностей потребителя. В качестве примера можно попытаться ответить на вопрос: «Почему не прижились электронные часы?» Хотя эти часы по своим параметрам превосходят механические (многофункциональность, высокая точность, простота использования), большинство потребителей не захотели их покупать. В данном случае сработали скрытые потребности в эстетическом образе механических часов, которые, как и одежда, выражают индивидуальность их пользователя. Те фирмы, которые посчитали, что качество — это чисто техническая категория, оказались не правы и проиграли.

Четвертый смысл слова «total»— цепочки «поставщик — потребитель».

В процессе эволюции производственных отношений люди пришли к выводу, что любое сотрудничество строится по схеме «поставщик — потребитель» или «заказчик-изготовитель». Например, начальник просит своего секретаря отпечатать текст, который он написал. В этом случае заказчиком, как ни странно, выступает секретарь, так как он выполняет следующий этап работы. Когда текст отпечатан и передается начальнику, тогда уже этот, последний, становится заказчиком и выполняет следующий этап процесса — проверяет готовый текст. Таким образом, если рассматривать любые отношения, можно понять, что они строятся по одним и тем же «молекулярным» схемам, и если правильно выстроить звенья в цепи, можно приблизиться к совершенству.

Пятый смысл слова «total» — персонал как ценность номер один. Длительное время считалось, что человек — источник ошибок, поэтому выгоднее строить безлюдные заводы и технологии. Однако постепенно промышленники стали понимать, что главной действующей фигурой должен быть все-таки человек, причем человек образованный. XXI век будет, как утверждают оптимисты, веком информации и знаний. Их носителями будут люди, несомненно, вооруженные компьютерными средствами, но все-таки люди.

Пятый смысл тотальности заключается в ориентации на персонал как на главную ценность компании. Согласно TQM качество — цель номер один, а персонал — ценность номер один. Обучение и мотивация персонала — наиболее выгодные формы инвестиций компании. Правильно мотивированный персонал должен работать как одна команда, не растрачивая время и энергию на склоки и интриги.

Шестой смысл слова «total» — ориентация на факты. Если раньше руководители довольно часто ориентировались на ощущения и мнения, то теперь в основу всего менеджмента ставится факт. Менеджмент стал научным. Это не означает, что управляющие отказались от интуитивных решений. Более того, интуиция в современном мире продолжает играть лидирующую роль. Отличительная особенность нового менеджмента заключается в требовании обоснованности и доказанности правильности принятых решений, в том числе и на основе интуиции. Ориентация на факт — это создание мощной информационной системы анализа качества и поддержки всех решений.

Седьмой смысл «total» — ориентация на акционеров (собственников) и инвесторов.

Процветание компании, прежде всего, зависит от ее потребителей и их отношения к качеству предлагаемой продукции или предоставляемой услуги. Но это оборотные средства. Для развития компании нужны инвестиции — их дают инвесторы и акционеры.

 

Рисунок – Составляющие TQM

 

TQM основывается на принципах тотального управления качеством TQC, дополненных, формированием:

- политики компании, ее миссии, ценностей, руководящих принципов.

Сейчас каждая эффективно работающая компания формирует свою политику в области качества. В политике устанавливаются цели, задачи, как стратегические, так и оперативные. Многие компании декларируют свою миссию, руководящие принципы деятельности и ценности. Как правило, в своих политиках компании заявляют, что цель номер один — это качество, а ценность номер один — персонал.

Политика в области качества влечет за собой разработку руководства по качеству и внедрение системы качества на предприятии. Согласно требованиям стандарта руководство компании должно обеспечить понимание этой политики, ее продвижение и поддержку на всех уровнях организации.

- системы планирования качества.

Планирование качества строится на тщательном изучении потребностей и нужд потребителей. Планирование качества включает мероприятия по планированию качества продукции и процессов, управленческой и функциональной деятельности, подготовку плана по качеству и выработку основных положений по улучшению качества (продукции, процессов, систем). В рамках планирования качества продукции предусматриваются ее идентификация и классификация, разработка характеристик качества и планирование их оценки, а также установление целей и требований к качеству и действий в случае несоответствия характеристик качества техническим требованиям.

- системы обеспечения качества (управление качеством).

Обеспечение качества как часть менеджмента качества, направленную на создание уверенности в том, что соответствующие требования к качеству будут выполнены. Немалую роль здесь играет и сертификация систем качества на соответствие знаменитым стандартам ИСО 9001 или ИСО 9002.

Итак, обеспечение качества преследует выполнение двух целей:

- внутреннего обеспечения качества — создания уверенности у руководства предприятия в выпуске качественной продукции;

- внешнего обеспечения качества — создание уверенности у потребителя в приобретении качественной продукции.

Управление качеством — это деятельность оперативного характера (правильно сказать: операционного), направленная на выполнение требований к качеству, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством.

В соответствии с проектом новой редакции стандартов ИСО 9000:2000 управление качеством представляет собой часть менеджмента качества, направленную на выполнение требований к качеству.

Управление качеством включает методы: инспекции (контроля качества), испытаний, диагностики, анализа, измерений, статистического управления качеством, решения проблем, выбора корректирующих действий и т. п.

- системы непрерывного улучшения качества.

Улучшение качества является очень важной частью TQM с точки зрения постоянства стремлений. Очень показателен в этом случае пример использования в японских компаниях метода «кайзен» (kaizen) — метода постоянных, пусть очень небольших, но каждодневных шагов по улучшению качества, производимых каждым работником фирмы.

Для того чтобы создать систему непрерывного улучшения, необходимо ввести стереотип постоянства. Стремление к улучшениям нужно сделать постоянной составляющей трудовой жизни всех работников предприятия. Однако добиться этого можно, только создав благоприятный психологический климат на предприятии. «Ни дня без улучшений» — пример лозунга, где изменения (улучшения) представляют собой постоянно действующий фактор.

В Японии эта система известна как «кайзен» (kaizen). Она встроена в концепцию TQM и охватывает непрерывное и постепенное самосовершенствование всех служащих организации в целях ежедневного повышения их личных результатов.

 

Рисунок – Система Kaizen и Kairyo

 

Система Kaizen требует много усилий отдельных лиц и немного инвестиций. При таком подходе практически весь персонал вовлечен в систему улучшения — все нацелены на улучшения. Данная схема предусматривает большое число мелких шагов и выполнена как философский подход.

Система Kairyo не требует больших усилий собственных работников, но предусматривает значительные инвестиции. При такой схеме работы только несколько людей вовлечены в систему улучшений. В данном случае улучшения фактически покупаются у других людей (компаний) в виде новых технологий. Такой подход используется для решения конкретно поставленных целей.

Современная концепция TQM в Японии предусматривает оба вида улучшений.

Одной из разновидностей системы «кайзен» является система «кайкаку» (Kaikaky) — программа быстрых радикальных усовершенствований, эффект которых наблюдается немедленно и открывает пути для постепенных изменений.

 

Важнейшие правила «кайзен» таковы:

- работайте в соответствии с методиками;

- рассматривайте проблему как возможность для улучшения;

- ищите информацию там, где что-то происходит;

- опирайтесь на факты;

- работайте по плану;

- избегайте потерь;

- поддерживайте порядок, будьте аккуратны;

- выполняйте свои обещания.

В подходе «кайзен» главное — это классический цикл Шухарта—Деминга, или цикл PDCA, состоящий из следующих четырех фаз:

 

1. Планируй (plan). Определите проблему, проанализируйте причины ее возникновения и составьте план мероприятий по их устранению, сформулируйте цели в области качества и выявите важнейшие факторы успеха, определите показатели эффективности, соберите и проанализируйте необходимые данные о процессе, продумайте возможные решения, выберите наиболее пригодное из них и работайте над проблемой.

2. Делай (do). Для начала реализуйте свой план в ограниченных масштабах или проведите эксперимент, чтобы убедиться в целесообразности предложенного улучшения. Общее управление качеством имеет сбор данных. Обучите всех имеющих к этому отношение сотрудников использовать инструменты и методы повышения качества. Опишите процесс, который предполагается улучшить, и сформируйте команды для работы над этим проектом.

3. Проверяй (check). Оцените пробный проект с помощью показателей эффективности. Проведите измерения и удостоверьтесь, действительно ли улучшение произошло. Что вы узнали?

4. Действуй (act). Осуществите улучшения, целесообразность которых подтвердилась. При этом вы можете реализовать свой прежний план, скорректировать его либо вовсе от него отказаться. Включите характеристику улучшений в описание стандартных процедур, чтобы сотрудники, имеющие отношение к этим улучшениям, знали, как им действовать в следующий раз. Обычно цикл повторяют при иных обстоятельствах и условиях, чтобы проверить, насколько устойчивы его результаты. Если все сотрудники организации будут последовательно применять цикл PDCA и не забывать, что он никогда не прерывается, улучшение станет неотъемлемой составляющей их работы. Организация научится лучше понимать себя и будет подготовлена к тому, чтобы реагировать на новые пожелания потребителя.

Методология TQMпредставляет объединение двух направлений:

- методов решения проблем качества, включая:

- инструменты качества:

- инструменты контроля качества (простые инструменты качества — Q7),

- методы статистического управления качеством (SQC),

- новые инструменты качества (инструменты управления качеством — N7),

- инструменты планирования качества (Р7),

- инструменты разработки стратегии (S7);

другие инструменты:

- анализ видов и характера последствий отказа (FMEA),

- анализ «дерева отказов» (FTA),

- анализ проектов (DR);