Глава 1. Что подразумевается под словом

«православные святыни»?

Что же такое «святыни»? Обратимся к толковому словарю Ушакова: святыни, ж. 1. У верующих - предмет религиозного почитания. Святое, священное место; место, где находятся предметы поклонения или где оно совершается (церк.) 2. перен. Что-н. особенно дорогое, заветное, любовно хранимое и чтимое.

У истоков отечественных исследований, анализирующих влияние религии на формирование культуры, стоял В. В. Розанов (1856–1919), который считал, что православный храм это сосредоточение всего самого прекрасного, одухотворенного и возвышенного, ибо чувство красоты присуще русскому человеку. По В.В. Розанову именно эстетическое чувство, порожденное красотой, было, одним из определяющих стимулов приобщения наших предков к христианской культуре, которая приобретает на Руси священный смысл. В этой связи икона — особое выражение веры на Руси. Икона — это, прежде всего молельный образ, чудотворная святыня. Русские люди воспитывались, постоянно видя перед собой святой лик. Неудивительно, что в начале ХХ века многие русские богословы и религиозные философы обратили внимание на икону как на духовный феномен[1].

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в своем телеинтервью 14.05.2012 г. на вопрос «Что такое святыня?» ответил что, это некое внешнее, материальное проявление действия благодати Божией в нашем человеческом мире. Лонгин сказал: «Мы знаем из Священного Писания о том, что даже обычные предметы, как, например, опоясания апостола Павла могли приносить исцеление больным людям, тем, кто с верой прикасался к ним. Конечно, с верой не в сами эти предметы, а с верой в ту необыкновенную, особую благодатную силу, которая сопутствует святым апостолам».[2] Но Митрополит отметил, что ни в коем случае нельзя превращать поклонение святыне в постоянный поиск чудес, каких-то таинственных явлений или знамений, когда то, что называют святыней, становится неким самодостаточным явлением и начинает жить самостоятельной жизнью, безотносительно к Источнику освящения.

Таким образом,мы выяснили, чтосвятынями называют и мощи святых, и места их подвижничества, и чудотворные иконы, и святые источники и храмы… Святыни всегда вызывают у верующего человека чувство благоговения, к ним прикладываются с молитвами о даровании семейного благополучия, об исцелении недугов, порой самых тяжелых.

На Руси к святыням всегда было паломничество и претерпевая трудности долгого пути, шли с молитвой и глубокой верой в их чудодейственную силу и потому часто получали просимое.