Единые требования к организации учебно-воспитательного процесса в 5 классе
Урок
«Помни: если твой урок первый, ребенку предстоит еще пять, а если последний, то пять он уже отсидел».
После первого звонка организуется учебное пространство: убирается все лишнее, из шкафчика достаются тетради и учебники. Заниматься этим после второго звонка недопустимо.
Урок начинается с уточнения организационных вопросов. Четко предъявляются учебные требования (как правильно подчеркивать, каков размер полей, где пишется число, как оформлять домашнюю работу и т.д.). Первое время дети привыкают к ним, а затем можно строго отслеживать их выполнение.
В начале урока необходимо озвучивать цели. .
Инструкции нужно давать очень четко, полно, последовательно, чтобы не провоцировать выкрики детей: «А как надо?», «А можно так?». Не стоит давать несколько инструкций сразу. Нужно контролировать их выполнение.
Следует делать паузы между инструкциями, заданиями, потому что детям сложно быстро переключать внимание.
Необходимо учить детей поднимать руку для ответа, пресекать выкрики с места.
На устных предметах стараться не писать в тетрадях, лучше использовать вклейки. Если все-таки делаются записи, обязательно проверять в них ошибки.
Желательно своевременно выставлять оценки в дневник.
Необходимо аргументировать все оценки, особенно по устным предметам, даже если дети не просят об этом.
Домашнее задание лучше писать на доске до звонка, проверять, все ли дети перенесли его в дневник.
Нужно разбирать домашнюю работу, особенно если по устным предметам что-то было задано выполнить письменно.
Не стоит давать по устным предметам много письменных заданий; рефератов, докладов.
Урок нужно заканчивать вовремя.
Перемена и столовая
Требования к поведению в столовой должны быть незыблемы: приходить всем вместе со взрослым, ждать друг друга, уходить тоже только вместе, убирать за собой грязную посуду.
С первого дня желательно определить и показать место для отдыха на перемене (рекреацию, актовый зал). Нужно следить, чтобы в других местах дети без классных руководителей не находились.
Самоподготовка
Самоподготовка начинается оргмоментом.
Самоподготовку необходимо проводить как урок, следить за дисциплиной, требовать тишины.
Желательно иметь четкое расписание занятости детей в кружках. Нужно обязать руководителей кружков при необходимости вызвать ребенка тихо обращаться к классному руководителю, не мешая работе класса.
Организационные основы учебного процесса — это то, чтопредстоит освоить каждому пятикласснику в первую очередь!
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
Нельзя допускать, чтобы кому-то не хватило копий, это может вызвать обиду, поэтому лучше подготовить экземпляры с избытком. Однако не стоит обольщаться, считая, что многие учителя потом к ним обратятся. Если мы даем важную информацию и хотим, чтобы ею пользовались, нужно включать ее в большее количество устных сообщений.
К устным информационным сообщениям можно также отнести выступления психолога на консилиумах. Обычно выделяют вступительные консилиумы, проводимые в начале учебного года, и проблемные, которые проходят в случае возникновения непредвиденной ситуации в классе или у отдельного ученика.
На вступительных консилиумах полезно напоминать педагогам о возрастных особенностях учащихся, с которыми им предстоит работать. У преподавателей с большим стажем, это чаще всего вызывает сопротивление. Но, как показывает практика, необходимость в этом есть, так как нередко в запросах учителей к психологу или в жалобах родителей присутствует стремление «освободить» ребенка именно от нормальных в его возрастной период особенностей. Приведем пример описания возрастных особенностей подростков.