Взаимодействие педагогов с учащимися, имеющими выраженные нарушения психологического здоровья

Если понятие «индивидуализация обучения» знакомо учи­телям и необходимость ее реализации декларируется на раз­ных уровнях, то проблема необходимости учета педагогами особенностей психологического здоровья детей является со­вершенно новой. Поэтому учителей нужно вовлекать в рабо­ту с этой проблемой постепенно. Это имеет смысл сделать либо на школьном педсовете, либо на специально организо­ванном семинаре, причем так, чтобы педагоги действительно захотели этим заниматься. Общая логика семинара, к приме-

* В образце {Приложение 3.2) жирным курсивом выделены особен­ности, которые вызывают у учащихся серьезные проблемы, простым курсивом — особенности, вызывающие затруднения,,


ру, может быть следующей. Для начала следует рассказать о том, как осуществляется развитие человека на разных этапах жизненного пути. До 20 лет оно идет синхронно календарно­му возрасту, то есть физической эволюции, затем темпы сни­жаются. 40 лет — точка расходящихся путей, когда начинает­ся физическая инволюция. На этом этапе развитие человека либо тоже инволюционирует, либо «разрывает» зависимость с физиологией и продолжает эволюционный процесс. От чего зависит выбор человеком своего пути? От его психологичес­кого здоровья. Далее, пользуясь материалами первой книги (Школьная психологическая служба. Работа с учащимися), нужно вернуться к ученику и доказать педагогам взаимосвязь психологического и физического здоровья с успеваемостью и дисциплиной. Только после этого можно рассказать им о ва­риантах нарушения психологического здоровья, предложить подобрать конкретные примеры из своей практики. Обычно они это делают с удовольствием.

Следующий этап работы с педагогами — ознакомление с результатами диагностики и наблюдения за учениками, на основании которых в каждом классе выявляется группа рис­ка — учащиеся с небольшими нарушениями психологическо­го здоровья, и группа особого внимания — дети с выражен­ными нарушениями психологического здоровья.

Для всех ребят группы особого внимания заполняется карта нарушений психологического здоровья по схеме (см. стр. 64), которая составляется с учетом активного (агрессия) и пас­сивного (страхи) вариантов проявления нарушений психоло­гического здоровья.

Данная карта поможет преподавателями лучше понять внутренний мир учащихся, благодаря чему они смогут стро­ить грамотное взаимодействие с детьми.

Далее необходимо помочь педагогам организовать эффек­тивное взаимодействие с ребятами, вошедшими в группу осо­бого внимания. Для этого стоит провести обучающий семи-


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся


       
 
   
 


нар и рассказать о требуемой специфике взаимодействия, используя материалы, представленные далее. Удобно восполь­зоваться метафорой «психологическая диета», выделив неспе­цифический и специфический ее компоненты. Под неспеци­фическим компонентом нужно понимать воздействие педа­гогов, направленное на повышение уровня психологического здоровья детей в целом. Специфический компонент соответ­ствует конкретному нарушению психологического здоровья, имеющемуся у ребенка.

Рассмотрим содержание этих компонентов, имея в виду пе­дагогов. Начнем с неспецифического. Напомним, что психоло­гическое здоровье можно рассматривать как систему из трех основных составляющих: аксиологической, инструментальной и потребностно-мотивационной. В соответствии с этим можно определить главные направления воздействия педагогов:

а) содействие формированию умения любить себя и дру-

гого человека;

б) помощь в развитии личностной рефлексии;

в) пробуждение потребности в саморазвитии.

Как это сделать? Прежде всего ребенок должен почувство­вать себя принятым педагогом. Об этом уже говорилось ра­нее в отношении родителей. Добавим лишь, что важна не только объективная ситуация, то есть наличие реального при­нятия, но и субъективное видение ее учеником. Педагогу нуж­но суметь донести до сознания ребенка, что его принимают. А для этого, по возможности, акцентировать внимание уче­ника на тех позитивных качествах, которые педагог в нем замечает. К сожалению, традиции воспитания таковы, что взрослые склонны сосредотачиваться преимущественно на не­достатках детей, а не на достоинствах. Многие психологи объясняют это тем, что у большинства взрослых существуют так называемые запреты на поглаживания, то есть трудности, а иногда невозможность продуцирования положительных оце­нок. Действительно, некоторые люди очень легко формули-




 


 


3 Работа с педагогами


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

руют недостатки другого, но тушуются, когда нужно вслух называть его достоинства. Следствием этого является суще­ственное преобладание в активном словаре негативной лек­сики над позитивной, а также неумение человека с помощью слов «погладить» кого-то. Поэтому очень полезно примене­ние педагогами так называемых воодушевляющих высказы­ваний, описанных Е.В. Сидоренко. Главная цель таких вы­сказываний — построить такие отношения, в которых при­знаются и подкрепляются усилия ребенка, направленные на самопонимание и самоутверждение. Важно отметить, что при этом отсутствует оценка, а общение строится не по типу Ро­дитель—Ребенок (по Э. Берну), а по типу Взрослый—Взрос­лый, поэтому воодушевляющие высказывания ни в коем слу­чае не являются похвалой, которая всегда имеет оценочный характер и производится из родительской позиции. Приве­дем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я знаю, что ты сможешь сде­лать это», «Я вижу, как ты усердно трудишься», «Я заметил, что тебе нравится работать над задачей», «Ты нашел способ сделать так, чтобы у тебя все получилось» и т.п.

Очень важно подчеркивать ценность собственного мнения детей, их права на свою точку зрения, отличную от окружаю­щих. Педагоги должны уметь проявлять внимание к суждени­ям ребенка, касающимся как учебы, так и его интересов. При этом надо замечать не только тех, кто высказывается без до­полнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при себе. «Стоит подбодрить таких детей: "Ты ничего не гово­ришь, но ведь и у тебя есть собственное мнение". Ребенок, к которому обращаются таким образом, убеждается, что его мне­ние тоже что-то значит для учителя» (Дольто, 1997, с. 15)

Необходимо сказать и об оценивании учащихся. Они с особой остротой воспринимают несправедливость отметки, долго помнят ее, обижаются на педагога. Причем в действи­тельности педагог, возможно, и прав, а полученные баллы


 


ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся

соответствуют реальной ситуации. Поэтому очень важным является умение педагога так обосновать оценку и ее крите­рии, чтобы ребенок все понял. Следует учитывать, что млад­ший школьник воспринимает отметку как оценку собствен­ной личности, а вовсе не как результат своего труда. Поэтому ученик, длительно получающий плохие оценки, начинает счи­тать себя плохим. Необходимо четко сформировать у учащихся представление о том, какая отметка соответствует работе оп­ределенного качества. Не должно существовать тезиса «Уче­ник меня не понял», а только «Я не сумел ему объяснить так, чтобы он меня понял». Но особое чувство обиды и унижения вызывает у ребенка сопоставительное оценивание. Когда его успехи сравниваются с успехами товарищей, он думает: «Зна­чит, все хорошие, только я один плохой».

Следующее важнейшее направление работы педагогов по сохранению психологического здоровья учащихся — это все­мерное содействие развитию у них рефлексии. По возможно­сти необходимо вынести этот вопрос на отдельный семинар и подробно обсудить с педагогами, что такое рефлексия, за­чем она нужна человеку и всегда ли ее результаты позитивны. Важно отметить, что вероятны два противоположных ре­зультата всякой рефлексии: пессимистический, что провоци­рует пассивность, бездействие, отказ от мечты, неверие в ус­пех, или оптимистический, побуждающий к активному дей­ствию, преодолению себя и обстоятельств, поиску и реализа­ции способов самоутверждения. Для любой личности осо­бенно значима позитивная ориентация; важно не «прекра­тить» сомнения и внутренний самоанализ в целом, но напра-вить их на работу над собой. В противном случае мы будем иметь дело не с «рефлексивной самокритикой творческой личности», а с «пониженным самоуважением невротика».

Однако вернемся к вопросу о том, какие возможности есть у педагога для развития рефлексии у детей. Прежде всего это побуждение их к содержательному оцениванию результатов


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся


 


своих учебных действий, то есть рефлексивное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испыты­вал и как их преодолевал. Необходимо также научить ребенка определять границу своего незнания и делать целенаправлен­ный запрос к различным источникам (к взрослым, сверстни­кам, книгам) для его ликвидации. И конечно, важнейшее усло­вие — предоставление учащимся опыта самооценивания.

Следующее, что может сделать педагог, — вербализовать (вы­разить словами) чувства ребенка в той или иной ситуации. Че­рез отражение эмоций учитель, с одной стороны, помогает ре­бенку самому лучше понять себя, с другой — показывает, что понимает его состояние. Например: «Я понимаю, что ты рас­строился, получив двойку, и тебе обидно, что это случилось именно с тобой». Но для этого необходимо, чтобы педагог стре­мился и умел увидеть внутренний мир ребенка, отодвинув в сторону собственные переживания и ожидания. Это трудно, но когда чувствуешь внутреннюю благодарность ребенка за то, что его наконец поняли, хочется пробовать еще и еще.

Важно, чтобы педагог хорошо разбирался и в собственных чувствах, понимал их, тем самым предоставляя ребенку обра­зец хорошо рефлексирующего взрослого. В этом случае полез­но будет освоить так называемые Я—высказывания, перенося­щие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые она вызвала у педагога. Тогда, например, опоздание на урок будет сопровождаться не репли­ками типа «Опять ты опоздал! Когда это прекратится?», а фра­зами «Я огорчена, что ты пропустил важный момент» или «Я сержусь на тебя на опоздание», «Я беспокоюсь, что ты не усвоишь тему» и т.п.

Еще одно важнейшее направление работы педагогов по сохранению психологического здоровья учеников называется потребностно-мотивационным и предполагает формирование у детей потребности в саморазвитии.


Это, пожалуй, самое трудное направление в работе педа­гога, поскольку первое, главное его требование — прежде всего развиваться самому. Действительно, не может педагог, оста­новившийся в личностном развитии, даже при наличии ог­ромного опыта и методического мастерства, содействовать формированию у своих воспитанников потребности в само­развитии.

В свете этого полезно провести еще один семинар для учителей. Его темой будут проблемы развития взрослых и в особенности роль так называемого кризиса середины жизни, который, с одной стороны, может вызвать эмоциональные проблемы, психосоматические заболевания, а с другой, — сти­мулировать внутреннее развитие. Важность этого периода заключается в том, что подходят к нему педагоги профессио­нально зрелые, накопившие громадный практический опыт, имеющие много жизненных сил. Но кризисные явления, к которым учитель бывает не готов, часто просто потому, что о них не знает, не только затрудняют его жизнь в целом, но и приводят к существенному снижению эффективности про­фессиональной деятельности. Школьный психолог обязатель­но встретится с этими проявлениями, поскольку обычно пе­дагоги проецируют свои эмоциональные проблемы именно на него, он становится «козлом отпущения» в коллективе.

Не стоит винить учителей, их нужно понять и, по воз­можности, помочь им. Но в отличие от детских кризисов, кризис зрелого возраста редко описывается в литературе и ранее не включался в программный курс психологии для пе­дагогических вузов. Поэтому можно ознакомить преподава­телей с краткими сведениями о кризисах взрослых (см. Хух-лаева. М., 2000).

Итак, еще раз отметим, что только педагог, успешно ре­шающий свои собственные задачи развития, адекватно про­живающий свои кризисы, способен осуществлять работу по формированию у детей потребности в саморазвитии. Может


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся


 


быть, поэтому в последнее время такое широкое распростра­нение получили тренинги личностно-профессионального ро­ста для педагогов, помогающие им во взаимодействии с собой.

Перейдем теперь непосредственно к детям. Ранее уже го­ворилось, что главное — мотивировать детей, создать у них стремление становиться лучше в разных жизненных облас­тях. Но важно, чтобы это стремление не привело к отторже­нию ребенком своих темных сторон, чтобы в основе самоиз­менения лежало принятие ребенком самого себя.

Итак, мы рассмотрели основы взаимодействия педагогов с детьми, направленного на сохранение их психологического здоровья в целом. Перейдем к обсуждению специфического воздействия в отношении детей, имеющих те или иные нару­шения психологического здоровья.