Взаимодействие педагогов с учащимися, имеющими выраженные нарушения психологического здоровья
Если понятие «индивидуализация обучения» знакомо учителям и необходимость ее реализации декларируется на разных уровнях, то проблема необходимости учета педагогами особенностей психологического здоровья детей является совершенно новой. Поэтому учителей нужно вовлекать в работу с этой проблемой постепенно. Это имеет смысл сделать либо на школьном педсовете, либо на специально организованном семинаре, причем так, чтобы педагоги действительно захотели этим заниматься. Общая логика семинара, к приме-
* В образце {Приложение 3.2) жирным курсивом выделены особенности, которые вызывают у учащихся серьезные проблемы, простым курсивом — особенности, вызывающие затруднения,,
ру, может быть следующей. Для начала следует рассказать о том, как осуществляется развитие человека на разных этапах жизненного пути. До 20 лет оно идет синхронно календарному возрасту, то есть физической эволюции, затем темпы снижаются. 40 лет — точка расходящихся путей, когда начинается физическая инволюция. На этом этапе развитие человека либо тоже инволюционирует, либо «разрывает» зависимость с физиологией и продолжает эволюционный процесс. От чего зависит выбор человеком своего пути? От его психологического здоровья. Далее, пользуясь материалами первой книги (Школьная психологическая служба. Работа с учащимися), нужно вернуться к ученику и доказать педагогам взаимосвязь психологического и физического здоровья с успеваемостью и дисциплиной. Только после этого можно рассказать им о вариантах нарушения психологического здоровья, предложить подобрать конкретные примеры из своей практики. Обычно они это делают с удовольствием.
Следующий этап работы с педагогами — ознакомление с результатами диагностики и наблюдения за учениками, на основании которых в каждом классе выявляется группа риска — учащиеся с небольшими нарушениями психологического здоровья, и группа особого внимания — дети с выраженными нарушениями психологического здоровья.
Для всех ребят группы особого внимания заполняется карта нарушений психологического здоровья по схеме (см. стр. 64), которая составляется с учетом активного (агрессия) и пассивного (страхи) вариантов проявления нарушений психологического здоровья.
Данная карта поможет преподавателями лучше понять внутренний мир учащихся, благодаря чему они смогут строить грамотное взаимодействие с детьми.
Далее необходимо помочь педагогам организовать эффективное взаимодействие с ребятами, вошедшими в группу особого внимания. Для этого стоит провести обучающий семи-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
нар и рассказать о требуемой специфике взаимодействия, используя материалы, представленные далее. Удобно воспользоваться метафорой «психологическая диета», выделив неспецифический и специфический ее компоненты. Под неспецифическим компонентом нужно понимать воздействие педагогов, направленное на повышение уровня психологического здоровья детей в целом. Специфический компонент соответствует конкретному нарушению психологического здоровья, имеющемуся у ребенка.
Рассмотрим содержание этих компонентов, имея в виду педагогов. Начнем с неспецифического. Напомним, что психологическое здоровье можно рассматривать как систему из трех основных составляющих: аксиологической, инструментальной и потребностно-мотивационной. В соответствии с этим можно определить главные направления воздействия педагогов:
а) содействие формированию умения любить себя и дру-
гого человека;
б) помощь в развитии личностной рефлексии;
в) пробуждение потребности в саморазвитии.
Как это сделать? Прежде всего ребенок должен почувствовать себя принятым педагогом. Об этом уже говорилось ранее в отношении родителей. Добавим лишь, что важна не только объективная ситуация, то есть наличие реального принятия, но и субъективное видение ее учеником. Педагогу нужно суметь донести до сознания ребенка, что его принимают. А для этого, по возможности, акцентировать внимание ученика на тех позитивных качествах, которые педагог в нем замечает. К сожалению, традиции воспитания таковы, что взрослые склонны сосредотачиваться преимущественно на недостатках детей, а не на достоинствах. Многие психологи объясняют это тем, что у большинства взрослых существуют так называемые запреты на поглаживания, то есть трудности, а иногда невозможность продуцирования положительных оценок. Действительно, некоторые люди очень легко формули-
3 Работа с педагогами
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
руют недостатки другого, но тушуются, когда нужно вслух называть его достоинства. Следствием этого является существенное преобладание в активном словаре негативной лексики над позитивной, а также неумение человека с помощью слов «погладить» кого-то. Поэтому очень полезно применение педагогами так называемых воодушевляющих высказываний, описанных Е.В. Сидоренко. Главная цель таких высказываний — построить такие отношения, в которых признаются и подкрепляются усилия ребенка, направленные на самопонимание и самоутверждение. Важно отметить, что при этом отсутствует оценка, а общение строится не по типу Родитель—Ребенок (по Э. Берну), а по типу Взрослый—Взрослый, поэтому воодушевляющие высказывания ни в коем случае не являются похвалой, которая всегда имеет оценочный характер и производится из родительской позиции. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я знаю, что ты сможешь сделать это», «Я вижу, как ты усердно трудишься», «Я заметил, что тебе нравится работать над задачей», «Ты нашел способ сделать так, чтобы у тебя все получилось» и т.п.
Очень важно подчеркивать ценность собственного мнения детей, их права на свою точку зрения, отличную от окружающих. Педагоги должны уметь проявлять внимание к суждениям ребенка, касающимся как учебы, так и его интересов. При этом надо замечать не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при себе. «Стоит подбодрить таких детей: "Ты ничего не говоришь, но ведь и у тебя есть собственное мнение". Ребенок, к которому обращаются таким образом, убеждается, что его мнение тоже что-то значит для учителя» (Дольто, 1997, с. 15)
Необходимо сказать и об оценивании учащихся. Они с особой остротой воспринимают несправедливость отметки, долго помнят ее, обижаются на педагога. Причем в действительности педагог, возможно, и прав, а полученные баллы
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
соответствуют реальной ситуации. Поэтому очень важным является умение педагога так обосновать оценку и ее критерии, чтобы ребенок все понял. Следует учитывать, что младший школьник воспринимает отметку как оценку собственной личности, а вовсе не как результат своего труда. Поэтому ученик, длительно получающий плохие оценки, начинает считать себя плохим. Необходимо четко сформировать у учащихся представление о том, какая отметка соответствует работе определенного качества. Не должно существовать тезиса «Ученик меня не понял», а только «Я не сумел ему объяснить так, чтобы он меня понял». Но особое чувство обиды и унижения вызывает у ребенка сопоставительное оценивание. Когда его успехи сравниваются с успехами товарищей, он думает: «Значит, все хорошие, только я один плохой».
Следующее важнейшее направление работы педагогов по сохранению психологического здоровья учащихся — это всемерное содействие развитию у них рефлексии. По возможности необходимо вынести этот вопрос на отдельный семинар и подробно обсудить с педагогами, что такое рефлексия, зачем она нужна человеку и всегда ли ее результаты позитивны. Важно отметить, что вероятны два противоположных результата всякой рефлексии: пессимистический, что провоцирует пассивность, бездействие, отказ от мечты, неверие в успех, или оптимистический, побуждающий к активному действию, преодолению себя и обстоятельств, поиску и реализации способов самоутверждения. Для любой личности особенно значима позитивная ориентация; важно не «прекратить» сомнения и внутренний самоанализ в целом, но напра-вить их на работу над собой. В противном случае мы будем иметь дело не с «рефлексивной самокритикой творческой личности», а с «пониженным самоуважением невротика».
Однако вернемся к вопросу о том, какие возможности есть у педагога для развития рефлексии у детей. Прежде всего это побуждение их к содержательному оцениванию результатов
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
своих учебных действий, то есть рефлексивное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо также научить ребенка определять границу своего незнания и делать целенаправленный запрос к различным источникам (к взрослым, сверстникам, книгам) для его ликвидации. И конечно, важнейшее условие — предоставление учащимся опыта самооценивания.
Следующее, что может сделать педагог, — вербализовать (выразить словами) чувства ребенка в той или иной ситуации. Через отражение эмоций учитель, с одной стороны, помогает ребенку самому лучше понять себя, с другой — показывает, что понимает его состояние. Например: «Я понимаю, что ты расстроился, получив двойку, и тебе обидно, что это случилось именно с тобой». Но для этого необходимо, чтобы педагог стремился и умел увидеть внутренний мир ребенка, отодвинув в сторону собственные переживания и ожидания. Это трудно, но когда чувствуешь внутреннюю благодарность ребенка за то, что его наконец поняли, хочется пробовать еще и еще.
Важно, чтобы педагог хорошо разбирался и в собственных чувствах, понимал их, тем самым предоставляя ребенку образец хорошо рефлексирующего взрослого. В этом случае полезно будет освоить так называемые Я—высказывания, переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые она вызвала у педагога. Тогда, например, опоздание на урок будет сопровождаться не репликами типа «Опять ты опоздал! Когда это прекратится?», а фразами «Я огорчена, что ты пропустил важный момент» или «Я сержусь на тебя на опоздание», «Я беспокоюсь, что ты не усвоишь тему» и т.п.
Еще одно важнейшее направление работы педагогов по сохранению психологического здоровья учеников называется потребностно-мотивационным и предполагает формирование у детей потребности в саморазвитии.
Это, пожалуй, самое трудное направление в работе педагога, поскольку первое, главное его требование — прежде всего развиваться самому. Действительно, не может педагог, остановившийся в личностном развитии, даже при наличии огромного опыта и методического мастерства, содействовать формированию у своих воспитанников потребности в саморазвитии.
В свете этого полезно провести еще один семинар для учителей. Его темой будут проблемы развития взрослых и в особенности роль так называемого кризиса середины жизни, который, с одной стороны, может вызвать эмоциональные проблемы, психосоматические заболевания, а с другой, — стимулировать внутреннее развитие. Важность этого периода заключается в том, что подходят к нему педагоги профессионально зрелые, накопившие громадный практический опыт, имеющие много жизненных сил. Но кризисные явления, к которым учитель бывает не готов, часто просто потому, что о них не знает, не только затрудняют его жизнь в целом, но и приводят к существенному снижению эффективности профессиональной деятельности. Школьный психолог обязательно встретится с этими проявлениями, поскольку обычно педагоги проецируют свои эмоциональные проблемы именно на него, он становится «козлом отпущения» в коллективе.
Не стоит винить учителей, их нужно понять и, по возможности, помочь им. Но в отличие от детских кризисов, кризис зрелого возраста редко описывается в литературе и ранее не включался в программный курс психологии для педагогических вузов. Поэтому можно ознакомить преподавателей с краткими сведениями о кризисах взрослых (см. Хух-лаева. М., 2000).
Итак, еще раз отметим, что только педагог, успешно решающий свои собственные задачи развития, адекватно проживающий свои кризисы, способен осуществлять работу по формированию у детей потребности в саморазвитии. Может
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
быть, поэтому в последнее время такое широкое распространение получили тренинги личностно-профессионального роста для педагогов, помогающие им во взаимодействии с собой.
Перейдем теперь непосредственно к детям. Ранее уже говорилось, что главное — мотивировать детей, создать у них стремление становиться лучше в разных жизненных областях. Но важно, чтобы это стремление не привело к отторжению ребенком своих темных сторон, чтобы в основе самоизменения лежало принятие ребенком самого себя.
Итак, мы рассмотрели основы взаимодействия педагогов с детьми, направленного на сохранение их психологического здоровья в целом. Перейдем к обсуждению специфического воздействия в отношении детей, имеющих те или иные нарушения психологического здоровья.