Миссии и цели организации
Миссия - основная общая цель организации, сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляются отличия данной организации от ей подобных (является первым этапом стратегического планирования).
Формулировка миссии должна быть яркой динамичной конструкцией, удобной для восприятия и отражать следующие аспекты:
· круг удовлетворяемых потребностей;
· характеристику продукции и ее конкурентные преимущества;
· перспективы роста бизнеса.
Цель - конечный результат, которого стремиться добиться организация (является вторым этапом стратегического планирования).
Характеристики:
· конкретные;
· измеримые;
· ориентированными во времени;
· достижимые;
· непротиворечивые;
· гибкие;
· совместимые.
Ключевые пространства, в рамках которых предприятие формулирует свои цели:
· прибыльность
· положение на рынке
· инновации
· производительность
· ресурсы (привлечение 2-х специалистов до конца месяца)
· производственные мощности, здания, сооружения
· организация (изменения в структуре) (внедрить матричную структуру до …)
· социальная ответственность (количество выбрасов, принять на работу инвалидов)
28. Анализ внешней среды организации в процессе разработки стратегического плана
(3 этап стратегического планирования)
Анализ внешней среды -это процесс, посредством кот. разработчики стратегического плана контролируют внешними по отношению к организации, факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Возможности -положительные тенденции и явления внешней среды, кот. ведут к увеличению объемов продаж и прибыли.
Угрозы -это отрицательные тенденции явления внешней среды, кот. ведут к снижению объемов продаж и прибыли.
Факторы внешней среды:
1) Экономические (налоговые ставки, уровень безработицы, инфляцию, уровень экон. развития страны)
2) Политико-правовые факторы (анализирует гос. политику, изменение в законодательстве и правовом регулировании)
3) Международные факторы (анализируем изменение важнейших курсов, международные события)
4) Рыночные факторы (демографические харак-ки, уровень доходов населения, возможность проникновения на рынок)
5) Социальные факторы (защита интересов потребителей, привычки, традиции соц. установки)
6) Конкурентные факторы (сильные и слабые стороны конкурентов, их стратегии, уровень конкуренции в отрасли)
7) Технологические факторы (научно-технические изменения, касающиеся данной отрасли)
Факторы внешней среды (примеры):
Группа | Факторы | Характер влияния +/- | Ответные меры предприятия |
Экономические | Высокие темпы инфляции | - | Включение в договор пункта с изменением инфляции "об оплате" |
Технологические | Появление новой технологии | + | Приобрести и эффективно использовать |
Рыночные | Снижение доходов населения | - | Для фирм, кот. произ-ят средства 1-ой необходимости. Перспектива для фирм, кот. будут. производить дешевые товары. |
29. Анализ внутренней среды организации в процессе разработки стратегического плана.
(4 этап стратегического планирования)
Анализ внутренней среды - это методологическая оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления сильных и слабых сторон.
Сильные стороны - это виды деятельности, в кот. компания превосходит конкурентов или особенности, обеспечивающие ей дополнительные конкурентные возможности.
Функциональные зоны:
1. Производство (мощность, тип, возраст оборудования, уровень брака);
2. Маркетинг (анализируем разнообразие и качество ассортимента, рекламу, продвижение товара, пред - и послепрод-ое обслуживание);
3. Финансы и бух. учет (активы, долги и другие фин. Показатели)
4. Трудовые ресурсы (квалификацию персонала, возраст, образование, систему поощрения, текучесть кадров);
5. Культура и имидж организации (атмосфера и климат в организации, обычаи и нравы, имидж в организации как внутри, так и вне ее)
Метод оценки информации о внешней и внутренней среде (SWOT-анализ):
Возможности 1) повышение доходов населения | Угрозы 1) высокие налоговые ставки | |
Сильные стороны (новое оборудование) | СИВ | СИУ |
Слабые стороны (низкая квалификация) | СЛВ | СЛУ |
Внешняя среда
СИВ - стратегия по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, кот. появились во внешней среды.
СИУ - стратегия предполагает использование силы организации для устранения угроз.
СЛВ - стратегия, кот. за счет появившихся возможностей попытается преодолеть имеющиеся в организации слабости.
СЛУ - стратегия, кот. позволила бы избавиться как от слабости, так и попытаться предотвратить новейшую над ней угрозу.