В работе технических комитетов по стандартизации

 

Технический комитет о стандартизации (ТК) – это установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических и физических лиц, осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по закреплённым объектам стандартизации или областям деятельности.

Порядок участия фирм в работе технических комитетов установлен в ГОСТ Р 1.1–2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические кометы по стандартизации. Порядок создания и деятельности» [17].

Членство в технических комитетах добровольное. По решению членов ТК могут быть установлены членские взносы. При участии в некоторых социальных проектах члены ТК могут договориться о несении дополнительных денежных средств, но участие в проектах добровольное.

Что стать членом технического комитета по стандартизации организация должна представить секретариат ТК следующую информацию:

– почтовый и юридический адреса;

– организационно-правовая форма организации;

– фамилия, имя, отчество руководителя организации;

– фамилия, имя, отчество полномочного представителя организации с указанием номеров телефона и факса, а также адреса электронной почты;

– сведения о квалификации специалистов в области деятельности ТК.

Если у организации изменились реквизиты или назначен новый полномочный представитель организации, то в течение пяти дней организация должна известить об этом секретариат. Член ТК имеет право выйти из его состава, письменно уведомив об этом секретариат.

Организация участвует в работе ТК через своих полномочного представителя, который получает всю корреспонденцию от ТК, участвует в заседаниях ТК, голосует от имени организации. Полномочный представитель должен иметь письмо-доверенность от руководителя организации для принятия решений по финансовым вопросам, которые обсуждаются на заседаниях ТК.

ТК возглавляет председатель. Его кандидатуру предлагает организация, на базе которой создаётся ТК, а Росстандарт утверждает это решение. Помимо председателя есть секретариат ТК и рядовые члены.

Члены ТК имеют ряд прав:

– получать информацию о программе работ ТК и международного (регионального) комитета-аналога;

– получать для рассмотрения проекты стандартов, экспертизу по которым осуществляет данный ТК и давать по ним заключения;

– участвовать в обсуждении проектов стандартов на заседании ТК;

– подавать предложения о разработке стандартов и разрабатывать их;

– предлагать своих представителей для назначения их экспертами рабочих групп международного комитета-аналога;

– голосовать по всем решениям на заседаниях ТК;

– получать от секретариата информационные материалы;

– выбирать кандидатуру председателя ТК;

– участвовать в обсуждении технических регламентов.

Наряду с правами члены ТК имеют и обязанности:

– обеспечивать канал получения информации от секретариата;

– обеспечить участие своих представителей в работе ТК;

– добиваться принятия решений ТК на основ консенсуса;

– не осуществлять действий, способных дискредитировать идеи и цели национальной стандартизации.

В случае нарушения членов ТК установленных правил секретариат ТК имеет право направить данной организации предупреждение, а если член ТК и далее не будет выполнять своих обязательств, то на общем заседании ТК может быть принято решение об его исключении из состава членов ТК.

В России установлен определённый порядок создания технических комитетов.

Организация, желающая взять на себя ведение секретариата, разрабатывает проект Положения о ТК, составляет предварительный бизнес-план [Прил. 10]. К бизнес-плану прилагается перечень национальных и межгосударственных стандартов ответственность за актуализацию которых готов взять на себя создаваемый ТК.

Затем организация подаёт заявление о регистрации ТК в национальный орган по стандартизации [Прил. 9]. К заявлению прикладывают письма организаций, которые выразили поддержку созданию ТК и готовы участвовать в его работе.

Национальный орган по стандартизации рассматривает заявление и принимает по ней решение и жжет отказать в регистрации по нескольким причинам:

– не выполнены формальные моменты (не приложен комплект документов для создания ТК, либо эти документы неверно или неполно заполнены);

– ТК с заявленной областью деятельности уже существует;

– в представленном организацией бизнес-плане недостаточно изложены обоснования целесообразности работ по стандартизации и привлечения ресурсов в данной сфере экономики;

– у Росстандарта имеются основания полагать, что данная организация не в состоянии обеспечить равный учёт интересов всех сторон.

Обозначение ТК включает в себя буквы «ТК», идентификационный номер и наименование. Сведения о ТК вносятся Росстандартом в Автоматизированную информационную систему (АИС).

ТК принимает решения на заседаниях путём голосования, которое организуется секретариатом ТК. Кворум для проведения заседания составляет 2/3 списочного состава ТК. Заседания ТК открытые, то есть в них могут принимать участие представители любых организаций и физические лица, в частности, подавшие замечания на проекты стандартов в период их публичного обсуждения, но без права голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовали более 50% списочного состава ТК. Каждая организация в составе ТК имеет один голос независимо от численности её делегации. В деятельности ТК установлен принцип консенсуса при принятии решений, особенно, если речь идёт о проектах национальных стандартов [Прил. 8].

ТК проводит экспертизу (научно-техническую, терминологическую, правовую, метрологическую и др.) проектов национальных стандартов и готовит для Росстандарта мотивированное заключение об утверждении или отклонении документа. Также по отдельным заявкам организаций ТК может проводить экспертизу стандартов организаций с выдачей экспертного заключения.

Деятельность ТК контролируется Росстандартом через отчётные документы, предоставляемые секретариатом ТК (Прил. ). Росстандарт при этом предоставляет секретариату ТК доступ к следующим своим документам:

– приказы Росстандарта;

– нормативная документация, в которой установлены правила стандартизации в России;

– АИС «Программа разработки национальных стандартов», «Разработка стандартов», «Разработка международных стандартов», «Технические комитеты», а также общероссийские классификаторы;

– национальные, межгосударственные, международные и, по возможности, региональные стандарты в области деятельности ТК.

 

Резюме

 

По содержанию данной главы мы пришли к следующим выводам:

– в России официально признано право организаций любых форм собственности на разработку своих внутренних стандартов, охватывающих различные аспекты деятельности фирм, которое обеспечивается положениями Федерального закона РФ «О техническом регулировании» и основополагающего стандарта ГОСТ Р 1.4;

– для обеспечения проведения работ по стандартизации в рамках отдельной организации законодательство России предусматривает возможность создания специальных служб по стандартизации на предприятиях, но условиях существования в туристской индустрии большого количества малых организаций службы стандартизации могут реализовывать поставленные цели в рамках объединений туристских организаций;

– создание и функционирование технических комитетов по стандартизации основано на принципах целесообразности и прозрачности и праве любой организации стать инициатором создания технического комитета в рамках законодательства России.

Таким образом, российские туристские стандарты образуют в совокупности систему, переживающую период реформирования.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Дайте определение стандарта организации.

2. В чём Вы идите смысл в разработке стандартов организации в рамках конкретной фирмы?

3. Назовите особенности стандартов организации в сравнении с национальными стандартами России.

4. Назовите задачи службы стандартизации.

5. Что такое технический комитет по стандартизации.

6. Раскройте порядок создания технического комитета по стандартизации.

7. Охарактеризуйте порядок взаимодействия между техническим комитетом по стандартизации и Росстандартом.