Российской Федерации

 

В современном российском законодательстве содержится следующее определение стандарта: это документ, в котором в целях многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения [173, с. 7].

В основополагающем стандарте ГОСТ Р 1.12 используется термин «национальный стандарт (Российской Федерации)», который определяется как утверждённый национальным органом России по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг; стандарт может содержать также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения [26].

Стандарты туристского обслуживания являются частью национальной системы стандартизации России. В международной и отечественной практике под стандартом понимается нормативный документ по стандартизации, который разработан на основе согласия, характеризуется отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон (производителей и потребителей), утвержден признанным органом и применяется на практике. В более широком смысле стандарт понимается как нормативный документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе и туристской и доступной широкому кругу потребителей [72; 171].

Стандарт рассматривается как один из эффективных инструментов, позволяющий воздействовать на изготовителей, продавцов и потребителей туристских услуг. По своей природе стандарт предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т.п. [171, с. 143–144].

Выделяют определённые свойства стандартов, благодаря которым они становятся инструментом практической деятельности:

а) стандарты служат точным эталоном того предмета или явления, которое будет воспроизводиться на их основе;

б) стандарты содержат оптимальное решение изделия или процесса;

в) стандарты остаются неизменными на определенное, экономически эффективное время [171, с. 129].

Разработка и применение стандартов в сфере туризма регулируется нормативно-правовыми актами органов государственной власти России. Нормативно-правовой акт определяется как властное предписание государственных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление и т.д.) [5, с. 420].

Вместе с тем, нормативно-правовые акты неравнозначны по отношению друг к другу. Отсюда в юридической теории и практике существует подразделение нормативно-правовых актов в соответствии с их иерархической структурой. В этом случае основным критерием отнесения нормативно-правового акта к тому или иному виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству [6; 138, с. 176, 178].

В настоящее время в России разработка и применение стандартов регулируется различными связанными между собой нормативно-правовыми актами.

Во-первых, речь идет о законе. В российской юриспруденции существует следующее понимание закона. Закон – это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (например, референдум) и регулирующий как правило наиболее важные общественные отношения [5, с. 210]. Закон принимается в особом порядке, обладает высшей юридической силой и выражает государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни [138, с. 63].

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам [Там же].

Исходя из данного определения, российские юристы выделяют несколько признаков закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума – всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия [156, с. 97].

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне принимаются следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров [Там же].

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

а) все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;

б) законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;

в) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его утвердил [138, с. 178].

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются особенностями этой разновидности нормативно-правовых актов. Отсюда вытекают и требования к ним:

а) законы должны регулировать действительно коренные вопросы;

б) они должны быть совершенными по содержанию и по форме;

в) их соблюдение должно быть непререкаемым [Там же].

Любая сфера экономики регулируется особыми законами (или законом) (например, Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и др.). Но закон указывает наиболее общие положения и не охватывает все стороны в определенной сфере деятельности. Возникает необходимость конкретизации отдельных положений законов или закона. Отсюда смысл ряда статей законов конкретизируется в подзаконных нормативно-правовых актах [138, с. 178].

Что касается стандартов, то общие основы их разработки и применения регулируются Федеральным законом РФ «О техническом регулировании», который принят в 2002 г.

Во-вторых, речь идет о постановлениях Правительства России. Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти в стране [5, с. 515]. Подзаконные нормативные акты Правительства РФ имеют превосходящую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов [5, с. 179; 157].

Постановление Правительства РФ – это акт общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе исполнения Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента. Такое постановление подписывается Председателем Правительства РФ [Там же, с. 510].

Применительно к стандартам постановлениями Правительства РФ в настоящее время определяются вопросы не решенные указанным выше Федеральным законом. Например, данный Федеральный закон содержит требование к разработчику стандарта уведомить общественность о разработке стандарта. Но конкретный подробный порядок такого уведомления в Законе не установлен. Этот порядок конкретно (это видно из самого названия официального документа) регулируется Постановлением РФ «Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта» [Подробнее о конкретных постановлениях Правительства РФ см. ниже].

В-третьих, разработка и применение стандартов регулируется постановлениями и приказами национального органа России по стандартизации (Госстандарт России до 2004 г., сейчас – Росстандарт). Постановлениями указанного органа в России, в частности, утверждаются, вводятся в действие и отменяются стандарты [См.: Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии]. Приказ – это акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения [5, с. 547]. Приказ относится к локальным подзаконным актам и издается администрацией для решения своих внутренних вопросов [138, с. 179]. Ниже нами приведены конкретные постановления Госстандарта России (Росстандарта) относительно разработки и применения национальных стандартов.

Таким образом, закон (федеральный закон), постановления Правительства РФ и постановления национального органа России по стандартизации относительно разработки и применения стандартов находятся в строго иерархическом соподчинении. Это означает, что выше всего стоит конкретный закон. Правительство РФ не издает и не может издавать постановления и распоряжения относительно стандартов, идущие вразрез с законом. В свою очередь, национальный орган по стандартизации России не принимает и не может принимать постановления и приказы, противоречащие положениям закона, а также постановлениям и распоряжениям Правительства России.

Резюме

 

На основании изложенного материала мы можем отметить несколько моментов:

– в России в настоящее время определения стандартизации используются в нормативно-правовых документах разных уровней (в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании», ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12);

– стандартизация осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях и, соответственно, регулируется органами по стандартизации указанных уровней;

– национальные стандарты в России регулируются различными нормативно-правовыми актами законодательных органов государства и федеральных органов исполнительной власти;

– стандартизация вызвана социально-экономическими потребностями общества и является частью государственной политики высших органов власти данной страны.

Таким образом, стандартизация в России имеет правовую базу, включающую документы нескольких уровней.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение стандартизации по Федеральному закону РФ «О техническом регулировании».

2. Как звучит определение стандартизации в ГОСТ 1.1–2002?

3. Дайте определение сертификации в соответствии с ГОСТ Р 1.12.

4. Что такое технический комитет?

5. Назовите уровни стандартизации.

6. Дайте определение органа по стандартизации.