Естественная и циклическая безработица.

Естественная безработица сохраняется на всех фазах экономического цикла. Циклическая безработица возникает во время спада, но, когда спад сменяется очередным циклическим подъемом, циклическая безработица, постепенно уменьшаясь, исчезает. В этот период в экономике достигнута полная занятость.

слабым уровнем организации. Часто причинами бывают просчеты при совершении кредитных сделок или переоценки уровня спроса на вновь осваиваемую продукцию. В итоге возникает безработица, не имеющая отношения к вышеперечисленным ее формам.

Общая картина движения полной занятости, естественной и циклической безработицы изображена на рис. )3-3.

Скрытая безработица

Велико значение и скрытой безработицы. Скрытая безработица существует в тех случаях, когда люди работают неполный ра-

Глаеа 13.


1ОЧИЙ день или неполную рабочую неделю. Официально они не ре-•гистрируются как безработные, и какую-то часть из них, напри-^ер женщин, имеющих малолетних детей, такая неполная занятость вполне устраивает. Но среди скрыто безработных есть немало раких, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий цень или полную рабочую неделю. В западноевропейских странах »анят неполный рабочий день каждый восьмой трудоспособный китель, а в Великобритании, Швеции, Нидерландах — каждый Гретий—пятый.

|3.5. ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Социальные последствия безработицы

Прежде всего безработица является серьезным испытанием для самих безработных. Она снижает совокупный доход семьи, Вынуждая жить на сбережения или на пособие по безработице. Жизненный уровень семьи понижается. Безработный нередко теряет квалификацию, и если период, в течение которого он остается без работы, затягивается, безработный не может более претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки.

Кроме того, безработица наносит людям, лишившимся рабо-гы, психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе. Не случайно утверждение врачей о том, что высокая и длительная безработица ухудшает здоровье нации.

Различные исследования показали, что у безработных ухудшается физическое и психическое самочувствие — от недомогания, бессонницы и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психических про-5лем.

Особенно опасна безработица среди молодежи, заканчивающей средние учебные заведения. Отсутствие профессиональной подготовки, специальности делает для них довольно сложной проблему грудоустройства. В этих условиях часть молодых людей может пополнить криминогенную среду.

13.5. Последствия безработицы и государственное

регулирование занятости Q5


Экономические последствия безработицы

Помимо социальных последствий, безработица несет прямые экономические издержки для всего общества. Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Общество как бы теряет определенный объем недопроизведенных товаров и услуг. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового внутреннего продукта,представляющее собой величину, на которую фактический ВВП меньше потенциального ВВП. Поскольку потенциальный ВВП — это уровень реального ВВП, который может быть достигнут при полном использовании ресурсов, постольку разрыв между потенциальным и фактическим ВВП показывает уровень отставания фактического ВВП от потенциального ВВП:

Отставание объема ВВП = = Потенциальный ВВП — Фактический ВВП.

Закон Оукена

Циклические колебания темпов роста ВВП влекут за собой колебания безработицы. Повышение темпов роста ВВП предполагает, что число вновь создаваемых рабочих мест ускоряется и, следовательно, спрос на труд увеличивается быстрее, чем его предложение. Снижение темпов роста ВВП влечет за собой противоположные последствия: если темпы роста ВВП замедляются, то число рабочих мест увеличивается медленнее; более того — число рабочих мест может вообще перестать расти и даже сократиться. Следовательно, увеличение спроса на труд замедлится; более того, спрос на труд может снизиться.

Таким образом, более высокие темпы роста ВВП ведут к сокращению безработицы, а низкие темпы роста ВВП предполагают, что безработица возрастает или, в лучшем случае, остается на одном уровне. В связи с этим большое теоретическое и практическое значение приобрел вопрос о количественном соотношении между темпом прироста ВВП и изменением нормы безработицы. Принципиальный ответ на этот вопрос дает закон Оукена1,который может быть выражен в следующих положениях:

' Американский экономист Артур Оукен в 60-е гг XX в возглавлял Совет экономических консультантов при президенте США

____________________________________________________ Глава 13

96 Экономический цикл, занятость и безработица


I — если темп прироста ВВП равен 2,5% в год, ю норма безра-

k ботицы изменяться не будет1;

| — если темп прироста ВВП будет выше 2,5%, то норма безра-

l ботицы уменьшится; при этом повышение темпа прироста

ВВП на каждый процентный пункт сверх 2,5% повлечет за собой снижение нормы безработицы на 0,4 процентных пункта;

— если темп прироста ВВП будет меньше 2,5%, то норма безработицы вырастет; при этом снижение темпа прироста

;_ ВВП ниже уровня 2,5% повлечет за собой увеличение нор-

мы безработицы на 0,4 процентных пункта на каждый процентный пункт снижения ВВП. В общем виде закон Оукена может быть выражен уравнением:

AU' = -0,4 х (^jfL x 100% - 2,5%), (13.2)

' ^ DDII '

где At/' — приращение нормы безработицы.

Уравнение (13.2) может быть использовано для решения во-ipoca о том, к какому темпу роста ВВП должно стремиться правительство, чтобы достичь снижения нормы безработицы. Если, на-1ример, норма безработицы в стране равна 10%, а намеченный уро-рень безработицы должен быть равным норме естественной безработицы — 6%, то правительство может принять решение: необходимо добиться среднегодового темпа прироста ВВП, который должен равняться 5%. Тогда каждый год безработица будет снижаться на 1% и через 4 года она достигнет намеченного уровня.

Государственное регулирование занятости

Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что механизм рыночного саморегулирования не способен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда. В первую очередь это относится к безработице. Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания со стороны как государства, так и профсоюзов. Послевоенная практика

1 Более подцние исследования показали, чю icmii прироста ВВП, при котором уро веш> мни гости остается неи шейным, л норма безработицы снижасюм на один hvhki равен 2,8-4,0

13.5. Последствия безработицы и государственное_____________

регулирование занятости Q7


регулирования занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьируется от страны к стране в зависимости от особенностей социально-политическою и экономическою устройства, культурных традиции, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке груда. Тем не менее в 50—70-х и XX в. превалировали методы регулирования занятости, рекомендованные Дж. М. Кейнсом и его последователями.

Кейнсианские рецепты

В чем же заключались рекомендации кеинсианцев?

Кеинсианцы считали, что причины безработицы кроются в недостаточном совокупном спросе, и предлагали для создания дополнительных рабочих мест стимулировать его с помощью кредитно-денежных и финансовых рычагов (снижа)ь налоги, проценты по кредитам и т. п ). Предлагаемые ими методы должны были воздействовать на занятость на макроэкономическом уровне, не делая различий между локальными и отраслевыми рынками труда

В 80-е гг. небольшие эксперименты с применением налоговых скидок как средства увеличения занятости провели лишь США и Франция. По мнению же большинства западных экономистов, использование налоговых скидок может стимулировать расширение производства, но необязательно приводит к пропорциональному росту занятости, так как все чаше фирмы, находящиеся на гребне научно-технического прогресса, широко применяют трудосберегающую технику, для обслуживания которой требуется небольшое количество занятых.

Поэтому с середины 80-х гп основным инструментом государственного воздействия на трудовые ресурсы стала политика, проводимая непосредственно на рынке рабочей силы. Она осуществляется по двум направлениям: регулирование уровня и продолжительности безработицы и социальная защита пострадавших от нее.

Регулирование уровня и продолжительности безработицы

Регулирование уровня и продолжительности безработицы может происходить через налаживание работы служб трудоустройства

Глава 13
98 Экономический цикл, занятость и безработица


|ирж груда), которые организуют и совершенствую! систему ин-Ьрмации о свободных рабочих местах, сокращая гем самым вре-|я, в течение которою человек занят поисками работы

г

Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в В России бир и труда возникли в начале XX в Они создавались городскими управами в круп-|х промышленных центрах, таких, как Москва, Петербург, Рига, Одесса Наряду |биржами труда в России до 1917 г получили широкое распространение плат tie частные посреднические конторы

Службы занятости, созданные в России в соответствии с За-)ном «О занятости населения в РСФСР» и вобравшие в себя ми->вои опыт функционирования подобных организации на Западе, )едоставляют безработным бесплатные консультации по проф-жентации, осуществляют бесплатное посредничес!во и содействие подборе работы. Государство гарантирует бесплатное обучение овой профессии (специальности) и повышение квалификации, олучение субсидий для переезда к новому месту жительства, вре-енную занятость на общественных работах.

Опыт Запада показал, что общественные работы из-за своей )аткосрочности, низкого профессионального уровня предлагаемых 1бочих мест (чаще всего эго работы по благоустройству городских 1рритории или связанные с дорожным строительством) не могут тужить инструментом решения коренных проблем рынка рабо-£й силы. Однако как средство смягчения последствии безработи-ы, поддержания материального положения особо нуждающихся ;зработных, имеющих иждивенцев, общественные работы исполь-Иотся достаточно широко. В рекомендациях Комиссии по вопро-занятости стран ЕС, опубликованных зимой 1993 г, органи-щия общественных работ, особенно в сфере социальных услуг, также по программам защиты окружающей среды, рассматри-»ется в качестве одного из главных средств сокращения растущей последние годы безработицы.

Система профессиональной подготовки безработных, явля-щаяся наиболее действенным средством балансирования спроса предложения на рынке фуда, носит, как правило, краткосроч-Ый характер. Так, для подавляющего числа из 100 тыс. человек, 1992 г. получивших новую профессию по линии французской |ужбы занятости, курс обучения не превышал 300 часов. Поэтому 1боту смогли найти лишь 38% закончивших обучение.

13 5 Последствия безработицы и государственное_____________

регулирование занятости QQ


Финансирование профамм на рынке фуда гребуе! выделения средств из юсударсгвенных бюджеюв В настоящее время jph рас ходы сос!авляю! oi 0,6—0,7% ВНП в Японии и США до l,2-2fr в Италии, Великобритании и Норвегии Нидерланды, Дания, Иена ния расходую! на зги цели Ч -5% ВНП

В условиях офаниченности юсударсг венных ресурсов на по i держание уровня занятости все чаще используются нетрадиционные формы содействия фудоустроиству Речь идет о гибком примене нии средс!в социальною страхования В 17 юсударствах Европы действуют программы, допускающие выплату безработному всей суммы пособия по безработице за максимально возможный срок при условии открытия им собственною дела (обычно это семейные предприятия в сфере услуг) В этих случаях юсударство не только оказывает финансовую поддержку, но и предоставляет бесплатные консультационные услути, юридическую помощь Такая поддержка со сюроны юсударства определяет достаточно высокую степень выживаемости подобных фирм. Как показали результаты специальных обследовании, через год после начала активной деятельности продолжало функционировав более половины возникших та-ким путем предприятии, что соответствует среднему показателю для индивидуальных фирм. Подобные программы начали применяться и в России, однако в сложных экономических условиях эко номики нашей страны обеспечить выживаемость таких предприя-|ии крайне трудно.

Гарантии материальной и социальной поддержки

Гарантии материальной и социальной поддержки безработных, кроме вышеперечисленного, включают также-

— выпла!у пособия по безработице;

предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятии;

— выплату стипендии в период профессиональной подготов
ки, переподготовки или повышения квалификации

Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате за год по последнему месту работы' первые три месяца — 75% среднемесячного заработка, следующие четыре месяца — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех

Глава 13


Случаях размер пособия не может быть меньше минимальной заработной платы и больше среднего заработка в республике, крае, |бласти.

| Пособие должно выплачиваться не позднее 11-ю дня с момента обращения безработного в службу занятости, а срок выплаты je может превышать 12 месяцев, за исключением особых случаев, [редусмотренных законом.

Для граждан, впервые ищущих работу, пособие выплачивается размере минимального заработка.

При осуществлении социальной защиты безработных требует-я немалая осмотрительность государства, когда оно определяет юрмы, размеры социальных пособий, сроки их выплаты, спосо-ы распределения. Социальная политика дает реальный эффект ишь в том случае, если строится на основе действительных возможностей экономики, а рост расходов государства на социальные ,ели не ведет к развитию инфляции.

Государственную социальную помощь необходимо сделать из-ирательной и распределить в зависимости от того, к какой именно группе безработных относится претендент на ее получение. ie может быть одинакового подхода к добровольно безработному, «тянувшему выбор «подходящего» места работы или попавшему полосу непродолжительной фрикционной безработицы, и к ли-Цившемуся рабочего места не по своей воле, скажем вследствие шкрытия предприятия или глубоких структурных преобразовании j экономике.

Согласно законодательству, выплата пособия может быть приостановлена или прекращена, если безработный отказался от двух федложений подходящей работы или был уволен за нарушение грудовой дисциплины. С другой стороны, остро нуждающимся безработным может оказываться материальная и иная помощь, шпочая дотации за пользование жильем, коммунальными услуга-ли, общественным транспортом, услугами здравоохранения и об-цественного питания.

Проблемы формирующегося российского рынка труда нельзя юшать без государственного вмешательства Однако в российских Условиях особенно важно строго дозировать его, с тем, чтобы не трепятствовать раскрепощению рыночных сил, не лишать свободы »ыбора ни рабочих, ни нанимателей, преодолевать сложившиеся ) прежние годы чрезмерное огосударствление и централизацию

13 5 Последствия безработицы и государственное_______________________

регулирование занятости 101


политики занятости. Как показывает опыт других стран, положи тельные результаты приносит децентрализация поли гики занят ели, чго позволяет приспосабливать ее к региональным условиям При этом усиливается значение местных органов власти в pa j витии производства, предпринимательства и заняюсти в своих ре i ионах.

РЕЗЮМЕ

Экономическое развитие стран с развитой рыночной системою представляет собой последовательную смену периодов ускоренного роста и спада деловой активности. Регулярность чередования периодов подъема и спада придает экономическому развитию циклический характер.

Объяснение причин экономических циклов остается спорным Часть экономистов считает, что циклические колебания порождаются внешними толчками (шоками), т. е. причину циклов они объясняют экзогенными факторами. Другие экономисты считаю!, что циклы порождаются внутренним механизмом рыночной экономики. Однако и в том и в другом случае подразумевается, ч тс колебания уровней ВВП, инвестиций, занятости и потребления являются следствием и выражением определенных отклонении экономики от ее равновесного состояния.

Анализ движения экономики показывает, что в ходе циклического подъема ВВП достигает своего потенциального (или естественного) уровня, при котором имеется полная занятость и оптимальное использование материальных ресурсов.

В условиях рыночной экономики безработица — постоянное явление, существующее как в постсоциалистических, так и в развитых западных странах.

Безработными признаются лица, относящиеся к экономически активному населению, желающие трудиться, но по ряду причин не имеющие работы. Они должны быть зарегистрированы в службах занятости в целях поиска работы и готовы приступив к ней.

Масштабы безработицы определяются показателем ее уровня, который определяется путем отнесения числа безработных к общей численности рабочей силы и выражается в процентах.

________________________________ Глава 13

1 02 Экономический цикл, занятость и безработица


Для оценки масштабов проблемы занятости и безработицы I стране рассчитывается и число безработных, приходящееся на 5дно вакантное место. Высокая доля этого показателя говорит э существовании в стране затяжной безработицы.

Полная занятость не предполагает, что 100% рабочей силы занято в производстве. Она имеет место, когда в стране безработица сходится на естественном уровне, т. е. в экономике существует голько ее фрикционная и структурная формы.

К серьезным последствиям безработицы относятся снижение дохода семьи, потеря безработными квалификации, ухудшение их физического и психического состояния, недопроизводство валового шутреннего продукта в стране, в некоторых случаях рост преступ-•юсти.

Государственное регулирование уровня и продолжительности 5езработицы осуществляется через службы занятости и выражается в предоставлении безработным информации о наличии свободах рабочих мест, организации обучения и переобучения, помощи j открытии собственного дела, организации общественных работ.

Материальная поддержка безработных со стороны государства фоисходит через выплату безработным пособия по безработице, ;типендий проходящим обучение и переквалификацию, оплату рас-юдов, связанных с переездом к новому месту работы, оказание дру-юй материальной помощи остро нуждающимся семьям безработ-шх, особенно если в них есть иждивенцы.

^у Контрольные вопросы и задания

[. Укажите, какие фазы проходит экономический цикл.

2. Что представляют собой эндогенные и экзогенные теории
цикла?

3. Как изменяются уровень занятости и уровень безработицы
в ходе экономического цикла?

4. Объясните соотношение между понятиями «экономиче
ски активное население», «самодеятельное население»,
«занятые», «безработные».

5. По каким критериям незанятые могут быть отнесены к ка
тегории безработных?

6. Как рассчитать уровень безработицы?



7 Всегда ли правилен вывод о том, что из двух стран менее серьезна проблема безработицы в той из них, где уровень безработицы ниже?

8. Что такое естественный уровень безработицы?

9. Можно ли и нужно ли добиваться стопроцентной заня
тости?

10. Назовите основные причины безработицы и cootbcici-
вующие им формы

11. Что такое скрытая безработица?

12. Раскроите содержание закона Оукена.

13. В чем главное отличие кейнсианских рецептов регулиро
вания занятости от тех, что стали применяться с середины
80-х гг.''

14. Какую социальную поддержку безработным оказывает
и должно оказывать юсударсгво?