Косозубые и шевронные колеса
Цилиндрические колеса, у которых зубья расположены по винтовой линии на делительном цилиндре, называют косозубыми. В отличие от прямозубых передач в косозубой передаче зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно, что снижает шум и динамические нагрузки. Чем больше угол наклона линии зуба β, тем выше плавность зацепления. (рисунок 7.6).
Рисунок 7.6 – Развертка обода косозубого колеса
В косозубом колесе шаг измеряют в окружном (pt) либо в нормальном (Рn) направлении. Соответственно и модуль бывает окружным и нормальным.
mt= pt / π, mn= pn / π,(7.17)
т.к. Pt=Pn/cos β, то mt= mn/ cos β,(7.18)
С учетом этого все параметры зубчатого колеса, в которые входит модуль, рассчитываются с использованием окружного модуля:
- делительный диаметр
d= mt∙z=( mn∙z)/( cos β), (7.19)
- диаметр окружности вершин зубьев
da= mt ∙z+2m=mn((z/ cos β)-2), (7.20)
- диаметр окружности впадин
df= mt∙z-2,5m= mn((z/ cos β)-2,5), (7.21)
- межосевое (межцентровое) расстояние
aω= mt(z1+z2)/2= mn(z1+z2)/2cosβ, (7.22)
Прямозубую передачу можно рассматривать как косозубую, у которой
β=0, и mn= mt, (7.23)