Картонажные работы.

 

Бумага гигроскопична и значительно изменяет свои размеры при поглощении воды. Поэтому при наклеивании листа на картон необходимо намазать клеем этот лист и дать ему время намокнуть и растянуться; если же сухой лист бумаги наложить на поверхность, намазанную клеем, он местами пристанет, а местами вздуется, и ровно приклеить его не удастся. Зато по высыхании лист снова стянется и заставит согнуться в свою сторону картон. Поэтому, чтобы сохранить прямизну, надо одновременно наклеить такого же рода лист бумаги и на заднюю поверхность картона. Для наклейки удобнее клейстер из крахмала с примесью столярного клея и желатины. Чтобы сварить крахмальный клейстер, размешивают крахмал с холодной водой и затем прибавляют кипятку, постоянно помешивая. При приготовлении малого количества клейстера сосуд поглотит столько тепла, что от прибавки нужного количества кипятка не получится достаточного повышения температуры; в таком случае клейстер нужно продолжать нагревать на огне, постоянно размешивая, чтобы он не пригорел. При этом до кипения доводить нет надобности: наибольшее сгущение получится уже раньше. Если прибавить немного (115) размоченного столярного клея или желатины в горячий клейстер, он станет крепче держать. При наклеивании бумаги на рыхлый, легко всасывающий картон надо и его поверхность намазать клейстером, иначе влага слишком скоро всосётся и бумага не крепко пристанет.

Наложив намазанный лист на картон, покрывают этот лист листом чистой бумаги и тряпкой начинают разглаживать от средины к краям, чтобы вытеснить пузыри воздуха и избыток клейстера. Если не проложить бумаги, легко разорвать размягчённый клейстером наклеиваемый лист или его запачкать. Если наклеивают написанное чернилами, то надо ожидать, что они расплывутся; в этом следует убедиться предварительным опытом, потому что к большей части сортов чернил намеренно прибавляют гумми или глицерину, чтобы они «копировали» при нажимании на написанное влажного листка бумаги. Писать такого рода таблицы лучше тушью, которая продаётся в разведённом виде под названием «инк» для чертёжников; написанное ей не расплывается. Не расплывается и написанное обыкновенными дешёвыми чернилами, не предназначаемыми для копирования и не содержащими гумми.

Объяснительные чертежи и рисунки для класса недостаточно наклеить на картон, надо ещё их покрыть лаком, чтобы они не портились во время употребления от прикосновения рук учеников. Бесцветый лак для этой цели, как спиртовый, так и скипидарный, более прочный, но медленнее высыхающий, можно купить в москательных торговлях, но им нельзя непосредственно покрывать бумагу: она местами впитает его, и получатся пятна. Предварительно надо покрыть рисунок жидким крахмальным клейстером или желатиной, а по высыхании покрыть ещё раз, чтобы не осталось случайно непокрытых мест. После полного высыхания можно покрывать лаком, при помощи широкой барсуковой кисти, которые продаются для этой цели в тех же лавках, где и самый лак. Если лак спиртовый, надо бумагу хорошо высушить, а то он, прежде чем высохнет, побелеет: от поглощения влаги спиртом осаждается смола. Эти белые, непрозрачные места пропадут, если поверхность нагрета над горячей плитой до плавления смолы, составляющей лак. Это легче удаётся, пока лак ещё не высох. Скипидарный лак удобнее для покрывания. Обыкновенно приходится покрывать «за два раза», после первого раза окажутся неблестящие места. Покрывать надо тонким слоем. Покрытые лаком рисунки можно обмывать влажной губкой, когда они закоптятся, и даже смывать водой с мылом следы грязных пальцев, но всё это – пока слой лака ещё не повреждён.

Особый приём нужен для благополучного разрезывания бумаги и картона по линейке ножом. Оказывается, что резать (116) нужно самым острием ножа: если держать его плоско, то при несколько неправильном движении руки врезавшееся лезвие пойдёт вперёд по своему собственному направлению и сдвинет линейку, или уклонится в свободную сторону. Поэтому переплётчики для такой работы употребляют особый нож, заострённый наподобие копья четырьмя фацетками. Чтобы не рвать бумагу, острие это должно быть наточено остро и гладко, без заусениц.

Клейстер основательно промачивает наклеиваемую бумагу; если надо этого избегать, например, при наклеивании «тиснёной бумаги» или коленкора, употребляют жидкий и не очень горячий столярный клей. Иногда приходится наклеивать ткань, как, например, бархат, внутри некоторых оптических приборов, чтобы предотвратить отражение света от стенок. В таких случаях надо намазывать столярным клеем поверхность, на которую надо наклеивать материю: клей сейчас же застуденится, и на него тогда можно наложить самую нежную ткань, не опасаясь пятен от пропитывания клеем.

В физическом кабинете всегда надо иметь готовый раствор гуммиарабика для случайных подклеек. Раствор этот должен быть очень густым, тогда он клеит хорошо и не портится. Более жидкие растворы легко покрываются плесенью и клеят плохо. Приготовить густой раствор нетрудно, если есть время: достаточно насыпать в склянку с широким горлом на три четверти гумми и долить водой. Через несколько дней всё размокнет, и, размешивая, можно получить однородный клей. Если сорт гумми – плохой и он содержит сор, то процедить его через мокрую тряпочку легко в разогретом состоянии. Но разогревать надо в водяной бане, чтобы не пригорело. Разные продажные сорта жидкого, готового клея большей частью вполне пригодны к делу. Чтобы приклеить прочно бумагу к металлу, чистому или лакированному, можно употребить горячий столярный клей с примесью венецианского терпентина; без этой примеси наклеенная бумага через некоторое время отстаёт.