Замазки.

 

Парафин может заполнять щели, но сам он держит слабо и не годится как клей, выдерживающий усилия. Замазок, удовлетворяющих таким требованиям, великое множество: каждая годится в одних случаях и не годится в других, но для удачного их приготовления и употребления необходимо знать некоторые условия успеха, не помещаемые обыкновенно в книгах, где сообщают эти рецепты.

Одна из наиболее удобных – «менделеевская замазка». Она плавится около 45° Ц, поэтому не годится для приборов, подверженных нагреванию; при большом охлаждении легко отстаёт от стекла и не выдерживает очень продолжительного соприкосновения с водой. Растворяется в спирте, керосине, бензине, скипидаре и других растворителях смол, но не боится разведённых кислот. Вообще она очень удобна для разных приборов, устраиваемых на время, а долго держит только, когда соприкасается с воздухом, а не с водой. Приготовляется она из 1000 ч. канифоли, 250 ч. жёлтого воска и 400 ч. прокалённой окиси железа (краски «мумии»). Воск расплавляют в просторном котелке, затем прибавляют понемногу канифоли, которая плавится и сильно пенится. Условие успеха: варить на ровном огне, пока пена не осядет сама собой, без «снимания». Дело в том, что канифоль содержит в себе некоторое количество летучего масла «скипидара», которое, улетучиваясь, производит пену. Если нагревать расплавленную смесь воска и канифоли, не подымая температуры, всё испаряющееся при этой температуре, наконец, улетучится, и смесь будет иметь вид масла. Но если поднять температуру выше, пузыри и пена опять появятся, потому что канифоль начинает давать продукты сухой перегонки при температуре, немного превышающей точку кипения скипидара. Так как цель уничтожения пены только та, чтобы при температуре плавления замазки она не пенилась (потому что пенящаяся масса застывает с (109) пузырями внутри и связи не имеет), то, расплавив канифоль, надо сейчас же уменьшать огонь горелки и добиваться уничтожения пены при температуре, едва превышающей ту, которая нужна, чтобы вполне расплавить замазку. Поэтому замазку удобно варить на газе, на керосиновой или спиртовой печке, а не на плите, где температуру регулировать трудно.

Когда пены больше нет, прибавляют мумию, которую незадолго до того полезно сильно прогреть на железной сковородке, чтобы выделить всю влагу. При насыпании снова появится пена, которая скоро исчезнет. В таком виде замазка была известна издавна, но она очень хрупка. В неё надо прибавить ещё до 10 г варёного льняного масла на килограмм смеси, тогда она получает значительную степень вязкости. Обыкновенно достаточно 5 г; при 10 замазка уже мягковата.

После прибавки масла надо поварить ещё некоторое время, не повышая температуры, и тогда погасить огонь. При спокойном остывании мумия осядет на дно, поэтому надо помешивать и, когда замазка начнёт густеть, вылить её в коробочки, сложенные из пергаментной бумаги. Ещё лучше свернуть из этой бумаги трубочки, вставить в каждую снизу пробку вместо дна, связать нитками или заклеить гуммиарабиком, и в трубочки эти отлить палки из замазки: их удобнее употреблять, чем большие плоские куски. По застывании пергаментная бумага легко отстаёт от замазки.

При употреблении замазку расплавляют в жестяной ложке или коробочке с носиком, которую всякий может согнуть из тонкой жести и приклепать к одному углу деревянную ручку. Чтобы замазка пристала, надо подогреть поверхность до температуры её плавления, а чтобы она хорошо держала, её слой между склеиваемыми поверхностями должен быть тонким. Это – общее правило для всех плавящихся замазок.

Выше было уже описано, как заливать расплавленным парафином пробку; хитрее вклеить цилиндрическую трубку в охватывающую её оправу. Ещё Реньо описал конструкцию, позволяющую сделать плотное соединение наверняка: для трубки приготовляется не просто охватывающая её оправа, а кольцевой желобок, у которого наружный край немного ниже внутреннего. Если желобок наполнить расплавленной замазкой и погрузить в неё подогретый край трубки, то жидкая замазка по законам гидростатики заполнит всё свободное пространство между трубкой и оправой. Ещё надёжнее, если устройство прибора позволяет произвести маленькое разрежение воздуха: тогда расплавленная замазка поднимается внутри трубки, а снаружи можно будет прибавить ещё; когда такого желобка нет, приходится намотать на трубку ниток, чтобы нижний край её входил плотно, (110) тогда сверху можно налить замазки, и она не вытечет до охлаждения.

Когда требуется более крепкая и тугоплавкая замазка, можно брать замазку из чёрного вара, плавящуюся около 70° Ц. Для этого берут чёрный вар, твёрдый, так называемый «Шпигель-пек». Это – пригорелая сосновая смола; она бывает в продаже очень различной степени твёрдости, зависящей от содержания в ней летучих, пригорелых масел. Вар надо расплавить и вываривать до исчезновения пены, постоянно пробуя охлаждённую каплю. Ноготь не должен оставлять на ней отпечатка, но под его давлением она не должна крошиться. Если она ещё мягка, надо немного повысить температуру и опять уварить до исчезания пены. Эта замазка очень чувствительна к изменению температуры: в жаркое время будет мягковата та самая, которая при обыкновенной температуре комнаты вполне хороша. Уварив, прибавляют немного сала, около полсвечки на килограмм. Замазку эту можно употреблять в таком виде, или прибавить толчёного, хорошо просеянного и высушенного мела в количестве, примерно, равном весу смолы. Если прибавить двойное по весу количество жжёного гипса, получится масса Пальмьери для изоляторов статического электричества. Она уже слишком густа для замазки, но годится для электрофоров и изолирующих подставок. Она при комнатной температуре настолько тверда, что её можно обрабатывать ножом и сгладить, подогревая поверхность до плавления.

Ещё крепче и тугоплавче шеллак. Он плавится около 105° Ц, а при 110° уже начинает пениться и пригорать, обращаясь в неклейкую, пористую массу. Поэтому шеллак плавить надо очень осторожно, тем более, что он остаётся довольно густым и нетекучим. Для замазки к нему полезно прибавлять до одной четвёртой части «венецианского терпентина». Сначала расплавляют терпентин и прибавляют в него понемногу шеллака при постоянном помешивании; замазку можно отлить в пергаментную бумагу или выкатать из неё палочки на холодном, толстом куске стекла. Такая замазка менее хрупка, чем чистый шеллак, и в расплавленном состоянии жидка.

Хороший, продажный сургуч состоит из шеллака, венецианского терпентина, краски и душистых примесей; в дешёвых сортах часть шеллака заменяется более хрупкой канифолью. Поэтому хорошие сорта сургуча представляют очень прочную замазку для физических приборов.

Температуру до 200° Ц выдерживает замазка из асфальта с толчёной пемзой.

Известен рецепт замазки Фраунгофера: это – смесь канифоли и прованского масла в разных пропорциях. Небольшое количество масла не изменяет заметно свойств канифоли; при (111) увеличении примеси хрупкость заметно уменьшается; около 10% масла дают смесь, не принимающую отпечаток ногтя, а при больших количествах можно получать массу, мягкую, как воск, и даже липкую, как бумага для мух. О прочности этой замазки сведений не имеется; Фраунгоферу она служила для склеивания стёкол во время шлифовки. Вероятно, что невысыхающее растительное масло может с успехом заменить воск в рецепте Менделеевской замазки, и она будет получаться твёрже.

Замазки, выдерживающие воду и употребляющиеся в виде затвердевающего теста, известны во множестве. Удобна и прочна замазка для аквариумов. Берут равные части по объёму глета (окиси свинца), толчёной пемзы и жжёного гипса (по другому рецепту – портландского цемента), полторы части толчёной канифоли и всё обращают в густое тесто с варёным льняным маслом. Полежав в 12 часов, масса становится пластичной; тогда её надо употреблять, а потом она скоро черствеет и начинает затвердевать. Уже на другой день она достаточно подсыхает с поверхности, чтобы выдерживать воду, хотя внутри отвердевает медленно. При подогревании и засохнувшая замазка размягчается.

Выдерживает кипящую воду и пар под давлением замазка из свинцового сурика и варёного льняного масла. Её надо очень усердно разминать при помощи молотка, чтобы получить пластическую массу с возможно меньшим количеством масла. Она затвердевает, как камень, но медленно, месяца через три. В горячем месте отвердевание идёт гораздо скорее. Столь же прочная, долго сохраняющаяся при комнатной температуре, но отвердевающая в тёплом месте (выше 100° Ц) в одни сутки – французская «мастика Серба»; она изготовляется из 24 ч. перекиси марганца и 72 ч. прокалённого сернокислого свинца с 12 ч. варёного льняного масла тем же способом, как и суриковая.

Гипс с водой или более крепкая смесь гипса с очень жидким столярным клеем скоро отвердевает, не боится керосина и скипидара, но не выдерживает воды.

Очень прочна «чугунная замазка». Она выдерживает высокую температуру, действие щелочей и кислот, но не особенно хорошо пристаёт, так что более употребляется для заполнения щелей между чугунными частями, скреплёнными как-либо иначе. Для приготовления берут 96 ч. по весу мелких чугунных или железных опилок, 2,5 ч. нашатыря и 1,5 серного цвета. Эту смесь слегка смачивают водой и дают постоять с полчаса; когда реакция начнётся, масса становится тёплой. Тогда надо её употреблять, плотно забивая её в щели, которые затем надо прикрыть, чтобы замедлить высыхание. Влажная смесь серы, железа и нашатыря (112) реагирует и даёт какое-то сложное соединение, скипающееся в чёрную массу, твёрдостью, превосходящей чугун, но довольно хрупкую. Если же смесь высохнет прежде, чем реакция совершится, она рассыпается в порошок. Поэтому в малом виде эта замазка не получила распространения, но постоянно употребляется в машиностроении. После начавшейся реакции смесь может сохраняться под водой несколько дней.

Удобнее замазка из глета и глицерина, обладающая тоже свойством выдерживать действие воды, спирта, эфира, скипидара, щелочей и слабых кислот, а также довольно высокой температуры, но пристающая довольно слабо. Для её приготовления берут глет молотый (это вещество бывает в продаже также в виде очень мелких блёсток, в том виде, как оно получается в металлургических процессах) и смешивают его с продажным безводным глицерином. Полученное тесто надо сейчас же употреблять: через полчаса оно уже твердеет. Если глицерин содержит много воды, замазка получается рыхлая или даже вовсе не твердеет; но вполне безводный глицерин тоже не действует, как следует. Можно прибавлять и свинцового сурика: замазка выходит помягче.

Иногда приходится склеить разбитую посуду. Это удаётся хорошо лишь тогда, когда после склейки она должна только стоять для вида, в шкапу. При употреблении всякие склейки оказываются слабее материала сосуда и скоро распадаются, особенно когда в сосуд наливают горячие жидкости.

Фаянс и обыкновенную глиняную посуду можно склеивать шеллаковой замазкой: при комнатной температуре шеллак крепче массы, и случается, что склеенная посудина ломается на новом месте. Но нагревать такую склейку нельзя, и она очень заметна. Для стекла и фарфора шеллак тоже употребить можно, но он слабее самого материала.

Лучше – так называемый «армянский клей», который выдерживает и воду продолжительное время, и довольно сильное нагревание. Его приготовляют из рыбьего клея: размочив клей хорошо в воде, растворяют в спирте, нагревая в водяной бане. К этому горячему раствору прибавляют раствор смолы-мастикс и смолокамеди гумми-аммониум. Получается молочно-мутная густая жидкость, застывающая в студень. Пропорции довольно неопределённы, потому что рыбий клей и гумми-аммониум бывают разных качеств. При растворении рыбьего клея обыкновенно остаются нерастворённые волокна; но пишут, что хорошие сорта после достаточного размачивания растворяются в спирту без остатка. Армянский клей надо разлить в небольшие склянки и закупорить плотно, заливая парафином; при употреблении ставят склянку в горячую воду. При этом спирт испаряется легче воды, и после нескольких нагреваний остаток клея портится: не (113) всё обращается в жидкость. При склеивании надо куски подогреть и удерживать их в надлежащем положении, наклеивая тем же клеем полоски мягкой бумаги, которые потом можно удалить. Когда клей подсохнет в тёплом месте, полезно дать ему досохнуть при более высокой температуре, около 100° Ц. Не подвергающиеся большим усилиям и действию жидкостей стеклянные вещи, как, например, колпаки для электрических лампочек накаливания, выдерживают по несколько лет после такой склейки.

Хорошо держит также довольно жидкий раствор желатины с примесью около 4% хромовых квасцов по отношению к взятой желатине. Раствор этот остаётся жидким, пока не остынет, но, застуденившись раз, он уже не расходится при подогревании, и после засыхания в воде не растворяется, а только немного размягчается.

Крепкий, после высыхания нерастворимый в воде клей, годный для стекла, фарфора и дерева, получается из творога и гашёной извести. Творог надо промыть кипятком, пока он не обратится в тягучую массу, а вода не станет сливаться прозрачной. Это довольно трудно, так как под конец масса получается очень тягучая и её приходится обрабатывать ножом, чтобы продолжать вымывание растворимых частей. Полученную массу «казеина» растирают с небольшим количеством негашёной извести (до 20%), причём получается почти прозрачный клей вроде густого раствора гуммиарабика. Его надо употреблять немедленно, так как он скоро твердеет и больше не годится. Промытый творог можно высушить и истолочь, в таком виде его можно хранить долго. Когда нужно, его смешивают с известью и размачивают в воде. Казеин растворяется также в растворе буры или растворимого стекла и даёт клей вроде гуммиарабика. Существует множество рецептов замазок с растворимым стеклом, но все они непрочны и рассыпаются через несколько месяцев: после реакции остаётся соль натрия, которая, кристаллизуясь, разрушает массу. Только те препараты, получаемые при помощи растворимого стекла, прочны, из которых эта соль удалена, например «уралит» Имшенецкого.

Иногда при установке физических приборов приходится обращаться и с портландским цементом для укрепления в стене или каменном полу болтов или гаек. Цемент смешивают с водой и песком в виде густоватого теста; он лучше пристаёт, если кирпич или камень предварительно смочены водой до насыщения. Заполнив щель цементом, полезно прикрыть его мокрой тряпкой, чтобы не высохло слишком скоро. Для реакции отвердевания гидравлических цементов нужно время и присутствие влаги, поэтому малое количество цемента часто высыхает, не затвердев. Цемент не затвердеет, если он раньше отсырел и в бочке свалялся в комки. (114) При этом случае будет уместно указать, что гвозди в каменной стене не держатся прочно, даже если их удастся плотно заколотить: через некоторое время, рано или поздно, гвоздь оказывается настолько ослабевшим, что его можно вынуть рукой. Поэтому надо продолбить дыру выше гвоздя, заколотить в неё «пробку» из сильно высушенного дерева и в неё вколотить гвоздь или ввернуть винт. Если дерево пробки было сыро, через некоторое время оно высохнет и пробка легко выскочит из своего гнезда; по этой же причине деревянные пробки, вколоченные в стену нового здания, через год или два непременно ослабевают.