Курсовая работа
Научный руководитель Сазонова Елена Владимировна
II. Оглавлениесодержит названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.
Обязательно указывают страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.
Например.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение................................................................................... 2
2. Принцип обучения как категория дидактики..................................... 5
3. Характеристика принципа индивидуализации обучения...................... 12
4. Методы и приемы воплощения принципа
индивидуализации на уроках английского языка.............................. 17
5. Специфика реализации принципа индивидуализации
в процессе обучения английскому языку....................................... 24
6. Заключение............................................................................ 29
7. Список литературы.................................................................. 31
Приложение.............................................................................. 33
III. Введение.Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и др.). Для обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме (рис. 4).
Желательно, чтобы во введении нашли свое отражение первые три пункта схемы. Четвертый пункт следует раскрыть в содержательном обзоре.
Во введении также дается краткая информация о замысле исследования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литерату-
2. Показать недостатки в обу-ченности и воспитанности учащихся, которые следует устранить |
1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения |
4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты |
3.Показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к указанным недостаткам вобученно-сти и воспитанности учащихся
Рис. 4. Обоснование актуальности темы исследования
ру и особенно цитатами. Введение должно занимать не более двух-трех страниц машинописного текста.
Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основные характеристики педагогического исследования, полезно ответить на следующие вопросы (более подробно этот материал изложен в главе 3 учебника).
1. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Про
блема.)
2. Как назвать исследование? (Тема.)
3. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
(Актуальность.)
4. Что рассматривается? (Объект исследования.)
5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свой
ства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Пред
мет исследования.)
6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он
его видит? (Цель.)
7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи.)
8. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем
такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые поло
жения.)
Поскольку курсовая работа предполагает лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости представлять абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.
Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнение дипломной работы, следует обратиться за более полной информацией к рекомендованной в конце учебника литературе.
Г/. Основная частькурсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.
С чего начинать. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.
Выделяют три источника библиографической информации:
-первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
- вторичный (библиография, реферативные журналы, сигналь
ная информация и т.д.);
- третичный (обзоры, компилятивные работы, справочные кни
ги и т.д.).
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную — о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсовой работы следует просмотреть общепедагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и др. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.
Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (приведенные в публикациях КВ.Усачевой, И.И.Ильясова) [25, с. 14]:
- какие исследователи, в каких научных центрах уже работали
и работают по теме исследования?
- где (в каких источниках) опубликованы результаты этой ра
боты)?
- в чем конкретно они состоят?
Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным.
Первичные материалы — записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.
Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом ана-литико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.
Третичные материалы — записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученное знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:
-энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
-толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический) ;
- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.
Найденные определения понятий фиксируют на отдельных карточках и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.
Для упорядочения работы нужно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей [см., например: 25, с. 18].
Текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.
Текст 2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.
Текст 3 (творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. ЬСлассифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.
Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.
Как показала практика, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.
Опытная работа. Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Дают подробную характеристику испытуемых с указанием их возраста и количества, характеризуют материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то его описание включают в текст или приложение. Здесь указывают, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.
Обсуждение результатов — следующий важный этап работы, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так полу-
чилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).
Что нужно знать о тексте. Текст курсовой работы составляет 25 — 30 напечатанных на компьютере страниц. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Обычно текст рукописи печатается шрифтом Тшез №\у Котап, размер 14 на одной стороне стандартного листа бумаги (210x300 или 210x297 мм), через полтора интервала. По ГОСТу к рукописи предъявляются следующие требования: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке содержится до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева — 3, справа — 1, сверху — 2, снизу — 2,5 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом и печатаются строчными буквами.
Материал должен быть изложен логически последовательно, литературным языком. Не нужно употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование, и т. п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», — однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.
В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.
V. Заключениесодержит итоги работы, важнейшие выводы, к
которым пришел автор; в нем отмечается их практическая значи
мость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие
перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заклю
чению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять
содержание введения и основной части работы. В целом заключе
ние должно давать ответы на следующие вопросы:
С какой целью предпринято студентом данное исследование?
Что сделано?
К каким выводам пришел автор?
VI. Список использованной литературысоставляется в алфавит
ном порядке фамилий авторов или названий произведений (при
отсутствии фамилий авторов).
В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 2001. — 596 с.
Если это коллективный сборник, то оформлять его нужно следующим образом:
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. — М., 1988. — 239 с.
Статья оформляется так:
Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. — 2003. — № 2. — С. 42—47.
Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например:
Куликова С. В. Интеллигенция как образовательный феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — Волгоград, 2003. — № 1. — С. 38—41.
При оформлении газетной статьи, после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:
Царегородцева С. Уроки доброты для всей России // Учительская газета. — 2003. — 1 дек. — № 49. — С. 6.
VII. Приложенияобычно оформляются на отдельных листах,
причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок
и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его
порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложе
ние 1», «Приложение 2» и т.д.
В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.
VIII. Руководство курсовыми работамиосуществляют препода
ватели колледжа, работники школ и внешкольных учреждений,
различного рода центров, участвующие в исследовательской ра
боте.
Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.
Руководитель курсовой работы выполняет следующие функции:
- помогает студенту определить круг вопросов по изучению
избранной темы и методы исследования, наметить план подго
товки и план изложения работы;
- консультирует студента в ходе курсовой работы, проводит
поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информи
рует об этом кафедру педагогики;
- проверяет и рецензирует курсовую работу.
Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. Студенты объединяются в группы по близкой тематике. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает в себя состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.
В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.
Рецензия на курсовую работу отражает:
- актуальность темы;
- глубину изучения специальной литературы;
- объективность методов исследования и достоверность резуль
татов;
- обоснованность выводов;
- стиль и оформление работы;
- предложения и выводы.
По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка в зачетную книжку студента.
Курсовую работу возвращают студенту для продолжения исследования, которое может стать основой для будущей дипломной работы. Лучшие курсовые могут храниться в методическом кабинете в качестве образцов для других студентов.
5.2. Дипломные работы
Дипломная работа в некоторых вузах не является для всех обязательной. Это одна из форм выпускных квалификационных работ, предусмотренных в качестве аттестационных испытаний. В постановлении Госкомвуза РФ от 25.05.94 № 3 читаем: «Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких испытаний следующих видов:
- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
- итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (спе
циальности);
- защита выпускной квалификационной работы»1.
Далее указано, что темы выпускных квалификационных работ определяет учебное заведение. Студенту предоставляют право выбора темы дипломной работы, он может также предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы студенту назначают руководителя и консультанта.
Учебные планы некоторых учебных заведений не выделяют времени на подготовку и оформление дипломных работ, поэтому студентам самим приходится изыскивать необходимое для их выполнения время. Существуют разные подходы к подготовке дипломной работы:
1) преемственность реферативных, курсовых и дипломных ра
бот в рамках одного курса;
2) написание курсовых работ по смежным дисциплинам (пси
хологии, частной методике);
3) использование материалов педагогической практики и т.д.
Выполнение дипломных работ в педагогических учебных заведениях направлено на совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей и связано с углубленным изучением теории, приведением в систему и пополнением ранее приобретенных знаний, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции студентов.
1 Мы руководствуемся этим положением, поскольку колледж является первой ступенью высшего образования.
Формированию профессионально-педагогических качеств будущих учителей в значительной степени способствуют работы, раскрывающие педагогику и методику преподавания одного из школьных предметов. Чтобы написать такую дипломную работу педагогических и специальных знаний недостаточно. Важно познакомиться с опытом работы педагогов-мастеров и других работников школ, определить возможные пути решения поставленной задачи и выбрать из них оптимальный, опираясь на результаты собственной опытно-экспериментальной работы.
Учебный план колледжа предусматривает выполнение дипломной работы. Тема утверждается и закрепляется за студентом перед направлением его на последнюю педагогическую практику.
Целесообразно составить календарный план подготовки и написания дипломной работы. Это позволит студенту четко организовать ее выполнение, а преподавателю даст возможность осуществлять систематический контроль и помогать дипломнику по мере необходимости. План может выглядеть так.
Календарный план
№ п/п | Этап работы | Консультант | Срок выполнения |
Календарный план помогает рационально распределить время на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками (например, с архивными документами, школьной документацией), опытом работы (педагогов), на организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.
Как правило, тема дипломной работы определяется с учетом ранее выполненной курсовой, позволяет расширить, творчески развить ее. Однако механический перенос курсовой работы в дипломную недопустим. Дипломная работа включает в себя основные выводы курсовой, которые могут служить исходным материалом для дальнейшей исследовательской деятельности студента-практиканта.
План действий по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом.
1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы. Например.