Феноменологическая социология.

Особенность этой социологической теории заключается в том, что она свое начало берет от философской концепции феноменологического направления Э. Гуссерля. На основе этой теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа А. Шюца (1899-1959).

У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, по их мнению, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре этой теории. Если в объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные связи реального мира, то в феноменологической – значение выводится целиком из сознания субъектов.

В рамках феноменологической концепции сложились две крупнейших школы — социология знания и этнометодология. Социология знания прежде всего представлена П. Бергером и Т. Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества. Ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды».

Гарольд Гарфинкель один из самых ярких представителей этнометодологии. Он называет предметом этнометодологии рациональные свойства (формальные структуры), методы (отсюда этнометодология) практических действий, или, иначе, — методы, которые используют члены общества, чтобы совершать обыденные действия. Научные методы и теории являются частью «обыденных теорий» и методов обыденного знания, которые люди используют в своих практических действиях. Программное положение Г. Гарфиннеля: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. По его мнению, нужно концентрировать внимание на исследовании единичных актов социального взаимодействия, отождествляя его с речевой коммуникацией.

Таким образом, современная зарубежная социология представлена различными направлениями. Сегодня большее значение имеют те из них, которые связаны с критикой функционализма. Здесь наиболее заметной фигурой является Мишель Фуко. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Коулман. Понятие системы им отрицается, главное внимание сосредотачивается на понятиях ресурсов и мобилизации. В какой-то мере теории рационального выбора придерживается и М. Крозье, развивающий рационалистические традиции. Он разрабатывает теорию социального деятеля в рамках организации. В этом же ключе работает и Ж. Сапир.