Западноевропейская социология конца ХІХ – начала ХХ века: О. Конт, Г. Спенсер, Л. Гумплович, Г. Тард, Г. Лебон, Ф. Теннис, Дж. Милль, Э. Реклю, Ф. Ратцель, К. Маркса, Ф. Энгельс.

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил в 1839 году французский ученый Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (т.1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (т.1-4, 1851-1854) — Конт высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

Социологическая теория О. Конта состоит из «социальной статики» и «социальной динамики». Основным фактором социальной динамики он считал духовное развитие. Конт пытался уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, как это делают естествоиспытатели. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. В своей работе «Курс позитивной философии» он переформулировал приводимые ранее Джованни Баттистой Вико и Тюрго три стадии истории познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух. Это стадии:

1.Теологическая или фиктивная;

2.Метафизическая или абстрактная;

3.Научная.

Конт считал, что после того как человечество пройдет первые две стадии оно перейдет к концепции позитивной науки. Критерии позитивности – познание законов, предвидение, применение. Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальному устройству.

Но самое важное, что в составленную им систему (энциклопедию) наук и их методов О. Конт наряду с математикой, механикой, астрономией, физикой, химией, биологией ввел социологию. Мало того, по мнению Конта, социология является самим сложным из элементов позитивной науки, чтобы заниматься ею, нужно усвоить все основные науки. Поэтому мы вправе считать О. Конта основателем социологии, так как именно он включил социологию в свой проект систематизации наук и тем самым заложил основы для последующего академического закрепления статуса социологии как отдельной науки.

Вместе с тем наряду с позитивной наукой – социологией, в XIX веке стали появляться и другие концепции, стремящиеся объяснить процессы, происходящие в обществе.

Одна из таких концепций – биологическая. Ее автор, английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Его главная идея то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Спенсер также ввел в оборот понятия «военные общества» и «индустриальные общества». Военные общества имеют единые системы веры, а кооперация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения: индивиды существуют для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов.

Концепция «однолинейной» эволюции Г. Спенсера была подвергнута критике со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843-1904), Г. Лебоном (1841-1931), Ф. Теннисом (1855-1936) и Дж. Миллем (1806-1873). Отказавшись от биологизации общества, эти учения пришли к созданию социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в истории. Г. Тард разработал теорию подражания, согласно которой элементарным социальным отношением является передача или попытка передачи верований и желаний. Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию «воли», которая определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое направление в социологии XIX века представлено Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844-1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем, ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в различных географических условиях, что затем было использовано геополитиками (Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обстом).

В XIX веке возникла и марксистская ветвь социологии, которая существует уже более 150 лет. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) сформулировали ряд идей на основе разработанного ими материалистического понимания истории. Они ввели понимание формационного (стадийного) развития общества, структурного построения каждого общества, состоящему из базиса (производственных отношений) и надстройки (политических, юридических, религиозных и философских взглядов). Кроме того, Марксом и Энгельсом была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия — и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса стало то, что он отказался от абстрактных рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прогресса — капиталистического.

Вместе с тем К. Маркс никогда не считал себя социологом, так как марксизм в определенной мере возник как противопоставление «буржуазной» социологии. Хотя и не все последователи Маркса разделяли такой подход, на I Международном конгрессе по социологии в 1894 году выступили с докладами и представители марксизма. Многие марксисты стали впоследствии определять исторический материализм как социологию, отличную от социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма. В целом, существует точка зрения, что именно возникновение исторического материализма стало главным стимулом для развития классической западной социологии в XX веке именно как альтернативы марксизму.

 

 

  1. Классическая западная социология: Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, В. Парето.

Одним из наиболее ярких представителей классической западной социологии стал французский исследователь Эмиль Дюркгейм(1858-1917). Он считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал реальность как объективную, ибо социальные факты не зависят от человека. Важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к исследованию социальных групп, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграции, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия (отклоняющееся поведение).

Общество для Дюркгейма – это совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ориентирована на общество, а общество является целью любого морального действия. Каждое общество имеет систему морали, соответствующую его структуре. Обнаружить ее – задача социологии, такова идея работы Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893).

В качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями Дюркгейм вводит понятие «солидарность» – как взаимодействие индивидуальных сознаний, которая проявляется в 2 типах, как механическая и как органическая солидарность.

В 1895 г. Дюркгейм выпустил книгу «Метод социологии», где объявил, что социальные факты следует рассматривать как вещи, которые подобны вещам в природе. Задачей социологии, по его мнению, является установление нормального через выявление девиантного поведения, влекущего за собой санкции. Лишь девиантное указывает на то в обществе, что является, считается нормальным. Лучше всего это описано в классическом труде Дюркгейма «Самоубийство» (1897), который стал образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Наконец, в своем последнем произведении «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм старался доказать, что религия является творением общества.

Свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе предложил Георг Зимель (1858-1918). В 1908 году вышла его работа «Социология», в которой он определил задачей социологии изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Социология, по его мнению, изучает чистые формы «социации» (или общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать их историческое развитие. Зиммель разработал ряд существенных положений современной социологии групп. Группа, согласно его взглядам, является образованием, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своим собственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Зиммель также интересовался проблемами культуры и экономики. В 1900 году вышла его работа «Философия денег», где он рассматривал культурную роль денег, то есть деньги как явление культуры.

Классиком немецкой социологии сегодня считается Макс Вебер (1864-1920). Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие понятия, как «капитализм», «религия» и «государство» могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Поэтому социолог должен исследовать мотивы поступков людей и то значение, которое они придают собственным действиям и действиям других. Вебер признавал огромную роль ценностей, считая их катализатором социальных процессов. Он обосновал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». Вебер также посвятил ряд работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое), что позволяет считать его одним из создателей политической социологии, он же ввел в оборот понятие легитимности власти.

Вместе с тем, в отличие от Дюркгейма Вебер не считал социологию отдельной самостоятельной наукой, он исповедовал «социологическую перспективу», выводимую из других наук. Известность Веберу принесла его работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904), в которой рассматривалось культурное значение капитализма как социоэкономической системы. В другой книге «Хозяйственная этика мировых религий» (1915-1917) он исследовал воздействие религии на экономическое поведение, точнее в каких слоях общества первоначально зарождались основные мировые религии. Он пришел к выводу, что религии верхних слоев общества в целом легитимировали существующее устройство жизни, в то время как религии низших слоев обещали лучший жребий в мире ином. Два аспекта социологии религии Вебера стали основными направлениями его исследований: развитие в направлении углубляющейся рациональности и значение вне повседневного (это же и в экономической социологии).

Что касается «понимающей социологии» Вебера, то ее предметом является социальное действие. Он определяет его как:

1.Направленное на действие другого в соответствии в субъективным смыслом действующего;

2.Определенное в своем характере благодаря этой соотнесенности;

3.Действие, которое можно объяснить субъективным смыслом.

Для Вебера социология — это «наука, задачей которой является понять социальное поведение, объяснив его, и тем самым вскрыть его причины и следствия». Категории такого понимания Вебер изложил в своей книге «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904).

К этому же периоду истории социологии мы относим социологическую систему Вильфредо Парето (1848-1923), который в 1902 году опубликовал свою работу «Социальные системы», а затем еще 3 книги. Уподобляя социологию точным наукам, таким как физика, химия, астрономия он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, к искажению фактов. По сути дела он сформулировал основные требования к эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833-1911), У. Мура, К. Дэвиса.

Социология, согласно Парето, должна быть логически- экспериментальной наукой, ибо нелогичные действия она должна понять логически. Логическими действиями он называл такие, при которых субъективное соотношение цели и средства совпадают с объективной данностью, установленной логически и экспериментально. При нелогических действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства, мировоззрение, вера. Парето называет это «осадком». Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они придумывают рациональные объяснения, словесные оправдания своих действий, которые должны придать им логичный вид. Их Парето назвал «производными» («деривациями»). Осадки, деривации и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. Отметим, что значительны заслуги Парето и в разработке проблем политической элиты, которые были более глубоко исследованы Г. Моска (1858-1941).

Еще один ученый пытался придать в XIX веке социологии систематическое строение. Это — Людвиг Гумплович (1838-1909), взгляды которого изложены в работах «Расовая борьба» (1883) и «Основах социологии» (1885). Гумплович понимал социологию как преемницу философии истории. Методом социологии он называл индукцию, т.е. социология является эмпирической наукой, нацеленной на познание законов, он утверждал: «Без социальных законов нет никакой социологии». Гумплович предложил свою социологическую теорию государства, которая гласит, что государство в принципе основывается на силе, что противоречит теории договора. Его считают одним из основоположников теории конфликтов.

Таким образом, главным итогом периода классической социологии стало то, что была доказана несостоятельность претензий на изучение всего общества и сделаны попытки обосновать то, что в основе социологии должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм); личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические, особым образом классифицированные и объясненные, факты (В. Парето). Конечно, этими именами не ограничивается круг тех, кого относят к периоду классической социологии. Среди них следует назвать и Карла Маннгейма (1893-1947), который в своей концепции социологии знания обращал внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества. К этому же периоду можно отнести и Л. фон Визе (1876-1969), автора книги «Система общей социологии» (1933), посвященной исследованию всеобщих форм социальных явлений.

Еще раз подчеркнем, что именно социологи этого периода окончательно конституировали социологию как науку, вычленив ее место и назначение в системе других социальных наук.