Аристотель, его учение о сущности, о причинах и началах бытия и знания.

Аристотель — древнегреческий философ. Ученик Платона.

 

Творчество Аристотеля положило начало превращению философии в самостоятельную область знания. В центре внимания Аристотеля стоял вопрос о значении по­нятий для бытия и для знания. Он решительно не соглашается с противопоставлением понятий чувственно воспринимаемым вещам. Нельзя считать возможным, чтобы идеи вещей существовали отдельно от них. Платоновские «идеи» - обык­новенные копии или двойники чувственных вещей. Аристотель слово «идея» заменяет более общим термином «форма» и обращается к анализу соотно­сительности ее с материей. Лишь в единстве они образуют настоящее бытие вещи, субстанцию. Субстанция не есть всеобщее для множества предметов. Она само­бытна. Она - единичное бытие, пребывает сама в себе и ни в чем-либо ином. «Материяесть нечто неопределенное», пассивное состояние бытия. Материя получает свое конкретное воплощение только тогда, когда она приобретает форму. До этого материя существует лишь в качестве возможности, потенции. «Форма» не только вечна, но и не подвер­гается никакому изменению. Здесь неизменно встает вопрос: откуда в «материи» появляется всякий раз новая «форма», где следует искать причину существования мира и мирового движе­ния? Аристотель обращается к Богу, говорит о нем как «форме всех форм». Бог - и конечная причина всех природных явлений, и перводвигатель мира.

Другими причинами начал бытия и мира выступают производящая причина и цель. Производящая причина - то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя; цель - то, ради чего происходят в мире те или другие явления.

Понимание движения: Оно вечно и подразделяется на четыре вида: возникновение и уничтожение, количественное изменение, качественное изменение, перемещение в пространстве.

Аристотель полагал, что природа состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Они наделены двумя парами противо­положных свойств, имеющих активный и пассивный характер. Каждое сложное тело образовано из этих элементов, взятых в разных количественных пропорциях. Огонь - есть сочетание теплого (активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное) и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого (пассивное).

Таким образом, своими натурфилософскими положениями Аристотель выражал в наивной форме мысль об измен­чивости всех явлений и вещей природы, всеоб­щей связи вещей в окружающем нас мире.

учение Аристотеля о познании: источником наших знаний является объективный, сущест­вующий вне нас мир. Приобретаемые человеком знания - суть знания об уже сущест­вующих вещах и их свойствах. Исходным пунктом познания являются чувственные восприятия и способствующая их удержанию память.

Первой специфически человеческой формой познания является искусство (все­возможные специальные знания, умения, навыки). Если в опыте дается знание индивидуальных вещей, то на уровне искусства достигается знание общего. следую­щая ступени познания - ступень науки. В классификации наук Аристотель выделяет три больших блока: 1) науки теоретические, 2) науки практические и 3) науки продуктивные.

Предпочтение отдается наукам теоретическим (философия, математика, физика). Особое внимание уделяет Аристотель философии. Она для него муд­рость в собственном смысле слова, аккумулирует в себе знание обо всем сущем.

Со­циально-политические воззрения: Он обосновывает необходимость укрепления и защиты рабовладельческого строя, ссылаясь на законы природы, говорит о рабстве как о естественном и вечном явле­нии. Аристотель положил начало подробной разработке теории государства. создается оно для того, чтобы жить счастливо. Власть в государстве должна принадле­жать среднему слою рабовладельцев. Благодаря этому обеспечивается равновесие сторон и снимаются внутренние распри.