Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности.
Стадии применения норм права:
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела;
2. Выбор и анализ нормы права (юридическая квалификация);
3. Уяснение содержания нормы права, разъяснение её компетентным субъектам;
4. Принятие акта применения;
5. Контроль за исполнением принятого применительного акта.
Установление и анализ фактических обстоятельств юридического дела включает:
1. Определение круга юридически значимых фактов;
2. Сбор и процессуальное закрепление добытых фактов;
3. Исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности;
4. Оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.
Выбор и анализ нормы права:
1. Выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоятельство;
2. Проверка правильности текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и т.д.).
3. Проверка подлинности нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;
4. Уяснение смысла и содержания нормы, изучение актов официального толкования юридической нормы.
Принятие акта применения включает:
1. Подготовку проекта правоприменительного акта;
2. Проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям;
3. Вынесение (издание) акта правоприменения;
4. Доведение до субъекта содержания принятого акта применения.
Пробелы в праве: понятие и виды. Институт аналогии в праве.
Пробел в праве – полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Виды пробелов в праве:
По отраслевой принадлежности: пробелы в конституционном, международном, гражданском, трудовом, семейном, уголовном, административном и других отраслях права, в материальных и процессуальных отраслях права;
По форме права: пробел в нормативных актах; пробел в договорах нормативного содержания; пробел в правовых обычаях; пробел в судебных процессах.
По виду нормативного акта: пробел в законе; пробел в Указе Президента РФ; пробел в постановлении Правительства; пробел в инструкции министерства.
По элементу нормы права: пробел в гипотезе; пробел в диспозиции; пробел в санкции.
По времени появления: первичный (первоначальный) – возникает в момент издания нормативных актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов; последующий (вторичный) – появляется после издания нормативных актов, в процессе развития общественных отношений.
По степени неурегулированности: полное отсутствие норм; недостаточное регулирование имеющимися нормами.
По причинам появления: объективные; субъективные.
Способы преодоления пробелов:
1. Аналогия закона – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения;
2. Субсидиарное применение права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права;
3. Аналогия права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.
Способ восполнения (устранения) пробела – только правотворчество, издание недостающей нормы права или части ее.
Требования к использованию аналогии в праве:
1. Решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;
2. Сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;
3. Выводы по аналогии не допустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;
4. Выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;
5. Исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными;
6. Решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права и только за неимением таковой возможно обращении к другой отрасли или законодательству в целом.