Этапы работы над учебным рефератом
1. Выбор темы.
2. Подбор-и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.
3. Максимально используйте существующую в данной области
знания терминологию.
4. При первом применении новых терминов объясните их зна
чение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не
имеющих прямого отношения к определению термина.
5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений,
символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и при
мечаний в сносках.
6. Детальные таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные
статистические данные или карты лучше помещать в приложении.
В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и
сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании
приведенных материалов.
7. В заключение сделайте краткий вывод по существу рефериру
емого предмета [16, с. 169].
Критерии оценки учебного реферата
1. Соответствие содержания теме реферата.
2. Глубина проработки материала.
3. Правильность и полнота использования источников.
4. Соответствие оформления реферата стандартам.
Задание
Напишите реферат по интересующей вас теме, используя несколько источников.
Примерная структура учебного реферата
Титульный лист.
Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.
Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.
Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.
Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.
Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7—10 различных источников.
Приложение.
Рекомендации к составлению реферата.
1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слушателей).
Литература
1. Алексюк А. М. и др. Организация самостоятельной работы студентов
в условиях интенсификации обучения / А. А. Аюрзанайн, П. И. Пидкаси-
стый, В.А.Козаков. — Киев, 1993.
2. Безрукова М. Конспект и конспектирование // Народное образова
ние. — 2001. - № 5.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Жу
равлева. — М., 1988.
4. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. — М., 1975.
5. Жуковский А. А., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться. — М.,
1974.
6. Карпова Е. Б. Введение в специальность и культура умственного тру
да. — Ярославль, 1994.
7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования
педагога. — М., 1994.
8. Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации. — М., 2003.
9. Краевский В. В. Образование крупным планом // Педагогика. —
2003. - № 5.
10. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное / Пер. с нем. Н.Г.Покровской. — М., 1980.
П. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию — Новосибирск, 1991.
12. Организация и руководство самостоятельной работой студентов и
учащихся в педагогических колледжах и училищах / Ред. кол.: А. К.Аксе
нова, Л.В.Борикова, Т.П.Мищенко, Т.А.Финогеева. — М., 1995.
13. Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. — Минск,
14. Поварнин СИ. Как читать книги. — М., 1971.
15. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-спра
вочник. — М., 1995.
16. Примаковский А. П. О культуре чтения. Методы самостоятельной
работы с книгой в свете научной организации умственного труда. — М.,
17. Реферативный сборник рукописей по педагогике и образованию
принятых на депонирование в 1997-1998 гг. / Сост. Н Д Виноградова -
М., 1998. - Вып. 2.
18. Сборник рукописей по педагогике и народному образованию, при
нятых на депонирование в 1993 г. / Сост. Н. Д. Виноградова. - М. 1993 —*
Вып. 3.
19. ХолландД. Самая большая // №1юпа1 Сео§гарЫс. — 2003. —№11.
20. Якубовская Л. Атлас нетронутых лесов // Магюпа! Оео§гарЫс (Рос
сия. Официальное издание Национального географического общества) —
2003. — № 11.
ГЛАВА 5
КАК РАБОТАТЬ НАД КУРСОВЫМИ И ДИПЛОМНЫМИ
РАБОТАМИ
5.1. Курсовые работы
Зачем нужны курсовые работы.Выполнение и оформление курсовых работ — один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений.
В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
У студента, которому предстоит выполнить курсовую работу, появляется целый ряд вопросов.
1. Как выбрать тему курсовой работы?
2. Как обосновать актуальность темы исследования?
3. Какова структура курсовой работы?
4. Как определить основные характеристики курсовой работы?
5. Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследо
вания?
6. Как оформить текст курсовой работы?
7. Как представить работу на обсуждение?
8. Какую помощь может оказать студенту руководитель?
Выбор темы исследования.Темы курсовых работ, как правило,
определяют и утверждают на заседании предметно-цикловой комиссии (ПЦК) или кафедры педагогики (если таковая есть в колледже) и доводятся до сведения студентов.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать задачам подготовки специалистов;
- учитывать направления и проблематику современных науч
но-педагогических исследований;
- приобщать студентов к работе над проблемами, которые ис
следуют отдельные преподаватели и педагогический коллектив в
целом;
- учитывать разнообразие интересов студентов в области педа
гогической теории и практики, а также результаты работы в науч
ном студенческом обществе;
- разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения
детей.
Темы курсовых работ могут определяться различными способами.
1. Тему предлагает преподаватель. Если он ведет исследователь
скую работу по какой-либо проблеме, то может привлечь к ее
разработке и студентов, придав их творческому поиску конкрет
ное направление.
2. Студент выбирает тему, связанную с преодолением затруд
нений, возникших в его практической деятельности. Как прави
ло, такие темы разрабатывают студенты, которые до обучения в
педагогическом колледже имели опыт работы с детьми или со
вмещают учебу и работу.
3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам.
Самостоятельно выбрать тему исследования помогают приемы,
предложенные Т. П. Приходько:
- просмотр аналитических обзоров достижений науки, напи
санных ведущими специалистами (в конце таких обзоров - часто
указываются нерешенные проблемы);
- выбор по принципу повторения ранее выполненных исследо
ваний, но с использованием новых, более совершенных методов;
- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных
ранее исследователями;
- ознакомление со специальной литературой и периодически
ми педагогическими изданиями;
- консультации с ведущими учеными для выявления малоизу
ченных проблем и вопросов по теме, имеющих актуальное значе
ние.
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы.
План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.
Как выглядит курсовая работа, ее главные части.Курсовая работа имеет следующую структуру.
I. Титульный листоформляется с учетом следующих требований.
Вверху — название учебного заведения и учреждения, которому оно подчиняется.
В середине листа — фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет (отделение), ниже — тема курсовой работы.
Ниже, справа — фамилия, имя, отчество научного руководителя.
Внизу — год написания курсовой работы.
Приведем пример.
МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 12
Кольцова Инна Александровна студентка III курса факультета иностранных языков