Рынок: причины возникновения, содержание, функции

Экономическая теория

Собственность как экономическая категория.

Формы собственности и их многообразие

Собственность – это отношение людей друг к другу по поводу присвоения материальных благ и услуг. Собственность – это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

Необходимо различать экономическое понятие собственности и юридические отношения собственности. Собственность как экономическая категория формируется в результате естественно – исторического процесса. Собственность как юридическая категория понятие субъективное, является творением законодателей. Поэтому нормы права, создаваемые людьми, могут, как способствовать, так и препятствовать эффективному развитию экономики.

В современной экономической науке получило развитие не институциональное направление. В рамках данного направления рассматривается экономическая теория прав собственности. Представители данной экономической школы оперируют не понятием «собственность», а используют термин «права собственности». Они рассматривают пучок прав, который состоит из 11 элементов: право владения собственностью, право использования, право на доход, право на безопасность т.д. Эти отношения собственности по поводу присвоения благ представляют нормы поведения, которые люди должны соблюдать по отношению друг к другу, и нести издержки, если их не соблюдают.

В настоящее время в РФ функционируют следующие виды собственности: государственная, муниципальная, частная, собственность общественных организаций. Каждый вид можно классифицировать по формам.

Государственная собственность существует в форме федеральной и субъектов РФ. Муниципальная: городская, районная, поселковая. Частная: граждан и предприятий. Собственность общественных организаций: собственность партий, профсоюзов, церкви и т.д.

 

Рынок: причины возникновения, содержание, функции

Рынок – это категория товарного хозяйства, где отношения между производителями и потребителями основаны на децентрализованном, без личностном механизме ценовых сигналов.

Условием возникновения рынка являются:

1. Общественное разделение производства.

2. Экономическая обособленность и самостоятельность производителей, которая возникает с появлением частной собственности.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства и одновременно конечными потребителями товаров и услуг.

Бизнес – это предприятия, функционирующие с целью получения дохода. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом бюджетными организациями, которые не имеют целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Структура рынка: Рынок как система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков.

Рынок классифицируют по различным критериям:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок труда, рынок земли, рынок ценных бумаг и т.д.;

2) по географическому положению – местный, национальный, мировой;

3) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический и т.д.;

4) по отраслям – автомобильный, нефтяной и т.д.;

5) по характеру продаж – оптовый, розничный.

Функции рынка:

1. Информационная.

2. Посредническая.

3. Ценообразующая.

4. Регулирующая.

5. Санирующая.