ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ

Таковыфундаментальные институты. Внутри них скрывают­ся более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но тольконеглавными, неосновными. Что они собой представля­ют? Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, эко­номические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собствен­ности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.

Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизи­ции, монашества, епископата и т.д., относящихся к основно­му институту религии. Среди неглавных политических институ­тов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевс­кой власти.

Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального стату­са родителей, имянаречения.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (на­подобие матрешек) неглавные, или неосновные институты — это частные социальные практики либо обычаи.

Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практи­кой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. В отли­чие от основного института неосновной выполняет специали­зированную задачу (к примеру, институт представителей пре­зидента России или институт наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефунда-метальную потребность. Так, важнейший институт — соб­ственность — Т. Веблен возводил к потребности или склонно­сти человека к соперничеству [I].

 

Поясняющий пример