ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ

Основные институты есть в каждом обществе — от самого примитивного до современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение — удовлетворение фунда­ментальных потребностей. Если происходит сбой в их функциони­ровании — беда для всего общества. К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населе­ния больше, чем любая страна мира. Уровень подготовки и сис­тема образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно раз­работали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас.

Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практи­ческими навыками студентов. Производство явно недоиспользо­вало выпускников: на предприятиях с передовой технологией ву­зовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. А тут грянула пере­стройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным отноше­ниям. Появился новый недостаток: марксистское обществоведе­ние не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учеб­ные планы, перенимать западные технологии обучения. Народ­ное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалис­тов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нрав­ственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых тради­циях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, не­продуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов — благо для общества, а неправильное — колоссаль­ное зло.

Мы можем убедиться, что понятие "социальный институт" не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, I которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персо­нал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализует­ся функционирование данного института. К примеру, государ­ственная поддержка института семьи выражается в денежных по­собиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.

Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантс­кая социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, ого­родничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерс­кие, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, рели­гии, образовании.