ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Общество немыслимо без организаций — банков, предприя­тий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они — разновидности организации. Подорганизацией в социологии понимают такую форму или такой способ совместной деятельно­сти людей, при которых она выглядит четко упорядоченной, ско­ординированной, отлаженной. Поскольку организации касаются прежде всего деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья или технологий, их принято называтьсоциальными организа­циями. У организаций есть свое название, устав, цели, сфера дея­тельности, порядок работы, штат сотрудников. Но самое главное с точки зрения социологии — это наличие в них социальной иерархии, статусов, распределения ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей свойственныиерархия вертикальное расположение людей по рангам, иуправление механизм, упорядочивающий взаимодей­ствие людей, стремящихся получить более высокий статус и луч­шее место под солнцем. Итак, иерархия описывает статику, а управление — динамику организации.

В социальной структуре общества стратификация распределя­ет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной орга­низации иерархия распределяет их подолжностям. Многие поня­тия, которые были рассмотрены в предыдущих разделах, понадобятся при анализе бюрократии, организации, управления и менеджмента.

Именно эти четыре темы являются ключевыми в данной гла­ве. Организация — основной предмет социологии организации. С этим понятием тесно связано такое явление, как бюрократия. Бюрократия узаконенное господство в организации формаль­ных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица. Бюрократия как спе­цифическая группа людей, занимающих властные позиции в об­ществе, как определенный тип и характер взаимоотношений между людьми, система норм и правил поведения, своеобраз­ный стиль руководства и образ жизни, наконец, как социальный институт зародилась в глубокой древности — с первыми проблесками государства и зачатками политической системы. Уже в Древ-:' нем Египте существовали специальные школы подготовки чиновников.Чиновник лицо при официальном чине или:' должности — основной носитель и хранитель бюрократии.

М. Вебер рассматривал бюрократию в позитивном смысле (как рациональную машину и форму эффективной деятельности) и в негативном. В негативной (восточной) бюрократии инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становят­ся самоцелью. Средства превращаются в цель. Таков источникдис­функций в социальной организации позитивной бюрократии. Они принимают самые разные формы — от взяток до мафиозных систем. Сравнение восточной и западной бюрократии указывает на то, что количество дисфункций в первой выше, чем во второй.

Управление — предмет другой науки, а именносоциологии ме­неджмента. Понятия "менеджмент" и "управление" очень близ­ки. Иногда их вообще отождествляют. В техническом смысле так оно и должно быть, ибо менеджмент дословно означает управ­ление. Поэтому в тексте оба слова употребляются как синони­мы, но лишь в техническом значении.

Как культурные явления, они, несомненно, различаются. И вот чем. Менеджмент — прежде всего инструмент коммерческого управления, хотя на Западе он используется где угодно. Менед­жер — наемный работник, профессионал своего дела, субъект управления, действующий в какой-то организации. Он — лицо, а менеджмент — глубоко персонифицированная система. Когда менеджер теряет свое лицо, он превращается в обезличенного бюрократа.