КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Самое полное описаниеканалов вертикальной мобильности

дано П. Сорокиным. Только он их называет "каналами верти­кальной циркуляции". Он считает, что поскольку вертикаль­ная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непрохо­димых границ. Между ними существуют различные "отвер­стия", "лифты", "мембраны", по которым индивиды переме­щаются вверх и вниз.

Особый интерес представляютсоциальные институты ар­мия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качествеканалов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава при­водят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захва­тывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выд­винулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окруже­ние, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и ты­сячи других командующих достигли самого высокого положе­ния благодаря армии.

церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, ар­хиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника. П.Сорокин изучил биографии 144 римских католи­ческих пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI веке па­пой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц ос­вободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения церковь была каналом нис­ходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дво­рян высоких рангов.

школа. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни приобретали, во все века служили мощ­ным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обще­стве "социальный лифт" движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР — самый яркий пример того, как можно добить­ся впечатляющих успехов, стать великими индустриальными дер­жавами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилеги­рованные школы доступны только высшим слоям населения. "Социальный лифт" короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие шко­лы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правитель­ство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуа­лов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образо­вательный тест выполнял роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала про­стых людей и препятствовала продвижению представителей выс­ших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результа­те служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым бы­стрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV—XVIII ве­ках европейским обществом стали править деньги. Достигали вы­сокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное про­исхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его рас­четам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% — банкира и биржевика, в 12% — торговца. Профессии артис­тов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шах­теров и некоторые другие не дают таких возможностей.

семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древ­ние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюде­ния они установили, что у умных родителей чаще рождаются ум­ные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное поло­жение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возникинститут наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высо­ким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбо­ра, определения и наследования социального статуса. Происхож­дение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители забо­тились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутиро­валась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профес­сиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолет­ние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше на­чинают оценивать не по их семейному происхождению, а по лич­ным качествам.