Поясняющий пример

Когда мы слышим "покалякать", "сапогов", "хапнуть" или "сперва", мы должны знать, что:

по форме речи это просторечие;

по культурному статусу это выражения, характеризующие невысокий уровень образования (не более 4-6 классов);

по социальному положению говорящий относится к низшему классу.

Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться [5, с.56].

По употребляемым словам и выражениям можно судить о том:

- из какого социального слоя происходит говорящий,

- где именно он жил (город, село, область),

- в каких условиях происходила социализация, т.е. кто и как на него влиял,

- какие книги он читал,

- с кем дружил и т. п.

Чем старше человек, чем шире его жизненный опыт, тем с большим числом языковых систем ему доводилось сталкиваться.

Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых сис­тем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разныебольшие группы.

Одна из таких групп — речевая общность (языковой коллектив). Ее составляютносители и трансляторы данной формы языка.

Так, например, речевой общностью воровского жаргона вы­ступают не только воры, но и все те, кто пользуется, понимает и употребляет его.

Сделаемвыводы: культурно-речевой статус — еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая ги­гантскую познавательную информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности — большие соци­альные группы людей.

Выделим ключевые понятия:

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЙ СТАТУС

РЕЧЕВАЯ ОБЩНОСТЬ