Поясняющий пример

По рассказу психиатра, в вагон московского метрополите­на, а происходило это летом 1995 г., вошла пожилая женщина. На голове — мотоциклетный шлем с опущенным щитком. На руках — милицейские краги. Прежде чем сесть, она положила на сиденье доску.

Кто она — нормальная или ненормальная? По мнению пси­хиатра, она — совершенно нормальный человек. Ненормальные мы с вами. Женщина поставила психотропную защиту от излуча­емой окружающими агрессии. В нетрадиционной медицине это вполне нормальное явление.

Итак, социальные нормы — вещь относительная, так же как и отклонение от них, т.е. девиантность. Норма для одних становится отклонением для других. В культуре вообще всё от­носительно. Все зависит от угла зрения. Для пассажиров метро вошедшая женщина — отклонение, для психиатра она — нор­ма. Но ведь и мнение психиатра — не истина в последней ин­станции. Кому-то его суждения покажутся шизофреническими.

Вот еще ситуация. Пациент обращается к врачу:

— Доктор, каков первый симптом того, что человек сошел с ума?

— Если он считает себя совершенно нормальным человеком.

У некоторых примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), крово­смешение и инфантицид (убийство детей) считались нормаль­ным явлением, вызванным экономическими причинами (дефи­цит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками).

Культурный релятивизм может быть сравнительной характе­ристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного обще­ства. В таком случае надо говорить не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп — политические партии, правительство, со­циальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя ("Колька" или "Никитка") — норма обращения в низших сло­ях — считалось у первого девиацией.

В современном обществе подобные формы поведения рас­сматриваются как девиантные. Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Пари­же проституция легальна (узаконена) и не осуждается, а в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следу­ет, что критерии девиантности относительны данной культуры и не могут рассматриваться в отрыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры.

В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длин­новолосыми" учениками, усматривая в этом подражание "бур­жуазному образу жизни" и признаки нравственного растления. В конце 80-х годов наше общество изменилось, и длинные волосы превратились из девиации в норму.

Сделаемвывод: девиация в широком смысле относительна: а) исторической эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получила специальное название релятивизма.

Социологи установили следующие закономерности:

1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывает­ся вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред.

Пример. Небрежное обращение со спичками может привести к пожару в общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно наказывается сильнее, нежели то же самое наруше­ние в частном доме.

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или обще­ственному порядку.

Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, пере­ходит в другую категорию поведения и квалифицируется как пре­ступление.

Пример — судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся об­ществом спокойнее, так как считаются случайным событием, которое может произойти со всяким человеком. Примеры приве­дены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре.

Примеры. Убийство человека в современном обществе рас­ценивается как преступление, а в первобытном — как прине­сение жертвы богам. Нападение на человека и его убийство в современном обществе — преступление. Но защита от пре­ступника, повлекшая смерть нападавшего, расценивается как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в военное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и при­носит славу.