КООПЕРАЦИЯ

СТРУКТУРА ОБМЕНА

КОНФЛИКТ

ПРИНЦИПЫ ОБМЕНА

КОНКУРЕНЦИЯ

 

Литература

 

1.Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

2.Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.

3.Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.

4.Кон И. С. Открытие "Я". — М., 1978.

5.Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.

6.мелзер Н. Социология. — М., 1994.


ГЛАВА 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В главе "Социализация" мы поведем разговор о процессе усво­ения культурных норм и освоении социальных ролей. Этот про­цесс означает превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зре­лость и старость. По степени достижения результата или завер­шенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватываю­щую два других периода.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведе­ние индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возму­жание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).

Таким образом, мы рассмотрим широкий круг вопросов, связанных со становлением социального "Я", эволюционными этапами и хронологическими рамками социализации, коснемся того, как влияют на нас агенты и институты социализации. А завершим обзор вопросами де- и ресоциализации.