СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют ещединамической стороной статуса. Слова "дина­мическая", "поведение", "норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

- Социальные роли и социальные нормы относятся к социаль­ному взаимодействию.

- Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

- Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено —ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обя­зательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведе­ния: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в класс вошел человек, представил­ся учителем (т.е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, рас­кинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Есте­ственно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответ­ствовать статусу учителя.

Итак, сделаемвывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связан­ных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающие­ся им по статусу, — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д., — они похожи друг на друга. Но стоит нам обра­тить внимание на то, как они понимают роль члена ученого сове­та и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личнос­тные особенности выступят на первый план. Один считает, что его роль, как эксперта, состоит в критике любых недостатков дис­сертанта. Другой полагает, что его роль, как старшего товарища, заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающе­го в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.

Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответ­ствии со своим статусом.

Из пройденного материала выделим ключевые понятия: