ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Предмет социологии — общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социоло­гического исследования выступают люди. Их называютреспонден-тами. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жиз­ненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь респонденту, они так и говорят: "Нас интересует Ваше личное мнение".

Мы видим, что сегодня человеческая личность — исходная точ­ка социологического исследования. Но разве только сегодня?! 2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" Странно, ведь улицы древ­ней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: старика­ми, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщина­ми, матросами, патрициями, торговцами. Каждый.из них был человеком. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одеж­ды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональ­ных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.

 

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Человек — биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологи­ческой эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культур­ной — 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекрати­лось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных:

прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной сис­темы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем и т.д.

Они послужили условием перехода от биологической к куль­турной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность ко­торой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологи­ческом существе, формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.

Развитие представлений о человеке как личности прошло не­сколько этапов.