Понятие и принципы бюджетного процесса

Особенностью бюджетного права в системе финансового права является наиболее яркое выделение именно в данной подотрасли процессуальных бюджетно-правовых норм, которые составляют отдельный финансово-правовой институт — бюджетный процесс.

Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс включает четыре стадии:

· составление проекта бюджета;

· рассмотрение и утверждение бюджета;

· исполнение бюджета;

· составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюджете.

Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности, данный порядок изменению не подлежит. Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Деятельность государственных органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета об его исполнении во временном выражении называется бюджетным циклом (периодом).

Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. В основе бюджетного процесса лежат те же принципы, что и в основе организации бюджетной системы. Помимо общих принципов построения бюджетной системы Республики Беларусь можно выделить ряд специальных принципов бюджетного процесса:

· принцип ежегодности, означающий, что бюджет принимается сроком на один год — с 1 января по 31 декабря. Другой стороной данного принципа является принятие бюджета до начала финансового года, что позволяет более адресно подходить к распределению бюджетных средств;

· принцип специализации бюджетных показателей, который выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому направлению;

· принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По действующему законодательству составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета к функциям органов представительной власти. На практике данные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих властей.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Республики Беларусь;

· Парламент Республики Беларусь;

· Правительство Республики Беларусь;

· местные Советы депутатов;

· местные исполнительные и распорядительные органы;

· органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

· Национальный банк Республики Беларусь;

· иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

· распорядители и получатели бюджетных средств;

· банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий, реализуемых ими на разных стадиях бюджетного процесса.