Виды и формы финансового контроля
В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:
1. Государственный вневедомственный финансовый контроль, который проводится государственными органами специальной компетенции в отношении предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности, т. е. не находящихся в подчинении контролирующего органа. К государственным органам специальной компетенции относятся: Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и банки второго уровня, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
2. Ведомственный финансовый контроль в Республике Беларусь, который проводится силами самого ведомства на объектах, находящихся в подчинении данного ведомства и осуществляется в целях улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах.
Ведомственный контроль является составной частью государственного контроля, осуществляемого республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. Он проводится в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.
Для осуществления ведомственного контроля в органе государственного управления создается контрольно-ревизионная служба, которая является самостоятельным структурным подразделением данного органа. В случае если в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионная служба не может быть создана, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на руководителя службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) соответствующего органа управления. Следует отметить, что в осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. Также при министерствах, иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, могут создаваться с согласия Президента Республики Беларусь организации, осуществляющие ведомственный контроль.
3. Внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерией, финансовым отделом и т. д.) и направляется на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и бесхозяйственность. В настоящее время, внутрихозяйственный контроль, как правило, осуществляется бухгалтерией как органом, обладающим оперативной информацией о состоянии и направлениях развития предприятия.
Основными задачами ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии являются:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, о полученных доходах и понесенных расходах;
· обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и денежных средств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
При осуществлении своих функций бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.
4. Аудиторский (независимый) финансовый контроль, который направлен на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования в правильности расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также в подъеме эффективности деятельности субъектов хозяйствования.
Аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудит) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
В зависимости от порядка назначения аудит может быть инициативным и обязательным.
Инициативный аудит — аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников).
Обязательный аудит — внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.
Ежегодный обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении: открытых акционерных обществ, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, страховых брокеров, резидентов Парка высоких технологий, организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторскими организациям и аудиторам- индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиторских услуг, преподавательской и научной деятельности.
Для осуществления аудита аудиторские организации или аудитор-индивидуальный предприниматель и аудируемые лица заключают между собой договор оказания аудиторских услуг, в котором определяются: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг, стоимость оказываемых аудиторских услуг, права и обязанность сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, под которым понимается официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторы-индивидуальные предприниматели и аудиторские организации несут установленную законодательством ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения, под которым понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или не соответствующее его результатам. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
Проведение аудита не освобождает аудируемое лицо от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям законодательства.